Исторические сериалы с начала 2000-х годов уверенно заняли свою нишу на телевидении. Разнообразие проектов велико: от условных околоисторических и откровенно бутафорских проектов до масштабных костюмированных драм и подлинных эпиков. Бюджеты современного телевидения и его технические возможности позволяют воплотить самые смелые фантазии. Конечно, рейтинги делают своё дело, и иногда вполне достойный проект может завершиться на первом же сезоне из-за того, что параллельно шла «Игра престолов», а в ней всё то же самое, но с драконами. Но в целом, благодаря стабильному зрительскому спросу, разнообразные исторические сериалы по прежнему продолжают свой путь на домашних экранах. исторические сериалы 2020

В своих обзорах мы редко касались исторических сериалов. В кинотеатрах выходит достаточно исторических лент, также весьма разнообразных по качеству и содержанию: от дорогостоящих масштабных блокбастеров до халтурок, которым место на телевидении, от эпических военных картин до байопиков персон, чей вклад в мировую историю мог быть и не столь велик.

Тем не менее, иногда и под наш прицел попадали исторические телевизионные проекты, например, британская костюмированная драма «Виктория», чей третий сезон вышел в 2019 году. Но так как на сегодняшний день зрителям доступны лишь домашние просмотры, новый обзор будет посвящён историческим сериалам. Тем более, что отечественный кинематограф недавно отметился самым рейтинговым и, в то же время, самым критикуемым сериалом, события которого происходят в недалёком советском прошлом – «Зулейха открывает глаза». исторические сериалы 2020

исторические сериалы 2020«Зулейха открывает глаза» (12+). В этом месяце на канале «Россия-1» был показан отечественный восьмисерийный сериал «Зулейха открывает глаза». В его основу лёг одноимённый роман писательницы Гузель Яхиной. Изначально, правда, это был сценарий, написанный в качестве учебной работы для Московской школы кино, а источником вдохновения для Гузель Шамилевны послужили рассказы её бабушки, прошедшей спецпоселение в Сибири. Сценарий превратился в роман, который был издан в 2015 году и получил несколько литературных премий («Большая книга», «Ясная поляна», «Книга года» и «Премия читателя»). В то же время, книга вызвала противоречивые отзывы критиков за неправдоподобность персонажей, несоответствующего действительности описания татарского быта и отсутствие авторского стиля. Тем не менее, тема раскулаченных оказалась востребованной, и уже в 2016 году было объявлено о съёмках телесериала. Вышедший в апреле этого года сериал «Зулейха открывает глаза» оказался самым рейтинговым проектом сезона, но при этом вышел ещё более противоречивым, чем роман.

Вслед за книгой сериал рассказывает о судьбе татарской крестьянки Зулейхи, мужа которой убивают в 1930 году, а её саму раскулачивают и отправляют в Сибирь. Здесь, вместе с ещё 30 выжившими в пути такими же ссыльнопоселенцами, ей предстоит выжить и начать новую жизнь.

Режиссёром сериала выступил Егор Анашкин, более десяти лет работающий на телевидении и относительно недавно отметившийся другим проектом на историческую тему – сериалом «Кровавая барыня» (2017), посвящённым жизни помещицы-садистки Салтычихи. Над сценарием работали Анна Аносова, Лариса Леоненко и Василий Павлов, а автор первоисточника Гузель Яхина выступила в качестве консультанта. Главную роль исполнила актриса Чулпан Хаматова. Кроме неё в фильме также снялись Сергей Маковецкий, Роман Мадянов и Александр Баширов.

В данном случае, к сериалу очень сложно применить термин «исторический», тем более, что это признают сами авторы. Хоть сериал и затронул одну из трагических страниц советского прошлого, как сказала Гузель Яхина, «В нашем проекте высокий уровень художественных решений…». Некоторые решения, правда, оказались уж слишком… художественными. Чего стоит специально привезённая для съёмок грязь, которой завалили Кремлёвскую улицу в Казани, хотя она была вымощена ещё в XIX веке. Или использование в качестве имён репрессированных имена и фамилии реальных представителей мусульманского духовенства, которые подобрали в качестве «типичных татарских имён» художники по реквизиту.

А так как речь шла о не самом простом периоде отечественной истории, то не удивительно, что сериал вызвал бурную критику, обрушившуюся сразу с нескольких сторон. Защищая своё творение, режиссёр Егор Анашкин заявил, что в первую очередь сериал о прощении и любви. Однако ни это, ни актёрская игра, ни операторская работа не стали критериями для оценки сериала. Слишком болезненной оказалась затронутая тема. Увы, но в данном случае, смотреть сериал или нет, можно рекомендовать только в соответствии с политическими взглядами. исторические сериалы 2020

https://www.youtube.com/watch?v=Db_03ljnzro

«Имя розы» («The Name of the Rose») (12+). В 2019 году миру был явлен итало-германский мини-сериал «Имя розы», ставший второй экранизацией одноимённого романа Умберто Эко. Для профессора семиотики Болонского университета это была первая художественная книга в его писательской карьере. Изданный в 1980 году роман воплощал идеи Эко о постмодернистском произведении, сочетая в себе несколько смысловых постов. Для многих это был детектив в историческом окружении, для других – исторический роман о средневековье, включавший детективную линию. А некоторые увидели в нём размышления о назначении литературы и её месте в истории человечества, отличие средневекового мировоззрения от современного и так далее.

Роман быстро приобрёл мировую известность и уже в 1986 году был экранизирован. Режиссёром картины выступил Жан-Жак Анно, а главные роли исполнили Шон Коннери и Кристиан Слейтер. Кроме них в ленте снялись такие известные актёры как Рон Перлман и Ф. Мюррей Абрахам. Фильм удостоился нескольких европейских кинопремий (BAFTA за грим и лучшему актёру, «Сезар» за лучший зарубежный фильм, David di Donatello за операторскую работу, костюмы, работу художника и другие) и понравился большинству зрителей. Вот только читавшие роман остались недовольны, да и сам Умберто Эко оказался настолько разочарован картиной, что впредь отказался давать разрешение на экранизацию своих произведений. И это можно понять. Жан-Жак Анно снял хороший детектив в историческом антураже, но при этом оставил за бортом остальные пласты книги.

Сам писатель позже смягчился, назвав в 2011 году фильм хорошим, но отметив, что Анно взял лишь один пласт романа, отбросив остальные. В 2016 году Умберто Эко умер, и вскоре, как работа над ошибками, появилась новая экранизация его первого романа. На этот раз в формате восьмисерийного мини-сериала.

В 1327 году в монастырь на северо-западе прибывает монах-францисканец Вильгельм Баскервильский для участия в диспуте с представителями папы, но череда загадочных смертей вынуждает его вместе с послушником Адсоном взяться за расследование.

Сериал снял режиссёр Джакомо Баттиато, имеющий склонность к историческим и религиозным темам: восьмой и девятый сезоны знаменитого сериала о мафии «Спрут», над которыми он работал, были посвящены прошлому - зарождению криминального сообщества, а его телефильмы «Кароль. Человек, ставший Папой Римским» (2005) и «Кароль – Папа Римский» (2006) рассказывали о жизненном пути Иоанна Павла II. Он же приложил руку к работе над сценарием. Роль Вильгельма Баскервильского исполнил американский актёр Джон Туртурро. Кроме него, в сериале снялись британец Руперт Эверетт и шотландец Джеймс Космо. исторические сериалы 2020

Сериал лишний раз подтвердил всю сложность перевода на язык кинематографа романа Умберто Эко. Да, некоторые авторские мысли остались за бортом, а линии отдельных персонажей были изменены и дополнены в угоду сериальному формату. Однако, явным успехом стоит признать более глубокое проникновение в содержание романа. Если Анно в своём фильме создал цельную линию расследования, отбросив всё остальное и превратив историю в симпатичную декорацию, то для создателей сериала история превратилась в полноправную соучастницу детектива. И дело не только в костюмах, декорациях и многочисленных исторических деталях, наполняющих всё повествование.

Вслед за книгой, сериал акцентирует внимание на политике, тесно переплетённой с религиозными спорами, характерными для той эпохи. Усилилось и акцентирование на отсылках к Конан Дойлу: в отличие от фильма параллель Баскервильский – Атсон и Холмс – Ватсон становится более очевидной. Кто-то может посчитать, что Туртурро не хватает английской иронии Коннери, однако внешнее попадание (худоба и крючковатый нос) и более выраженная эксцентричность всё компенсируют. В любом случае, если фильм в первую очередь мог порадовать поклонников детектива, то сериал способен доставить удовольствие и любителям истории. исторические сериалы 2020

https://www.youtube.com/watch?v=kvstT2LlS30

«Мадам Си Джей Уокер» («Self Made: Inspired by the Life of Madam C.J. Walker») (12+). В марте этого года на канале Netflix состоялась премьера американского мини-сериала «Мадам Си Джей Уокер». Как и «Зулейха открывает глаза» он рассказывает о судьбе женщины, вот только не вымышленной. В его основу легла биография афроамериканки Сары Бридлав (1867 – 1919), известной как самая богатая темнокожая женщина Америки и первая женщина в США, самостоятельно заработавшая миллион долларов. Создательница собственной линии косметики, филантроп и активный общественный деятель, не только сколотившая состояние, но ещё и учившая других афроамериканок организовывать собственный бизнес.

Мини-сериал расскажет историю успеха мадам Си Джей Уокер, ставшей известной под фамилией своего второго мужа. Но именно она, а вовсе не её супруг, продававший различные товары через объявления в газетах, создала линию косметики и товаров для волос, предназначенных для темнокожих женщин. И сериал от её лица расскажет как её дело, начинавшееся как домашнее производство, вылилось в создание целой фабрики.

Над созданием сериала работали режиссёры Димэйн Дэвис и Кейси Леммонс, а главную роль исполнила актриса Октавия Спенсер. исторические сериалы 2020

Данный мини-сериал не просто очередной сюжет о сильной женщине. Это история о невероятной карьере, которую сумела построить темнокожая женщина во времена расовой сегрегации, когда подобное многим показалось бы просто невозможным. Однако, история не чужда и таких парадоксов. Разумеется, и здесь не стоит ждать полной исторической точности: имеет место явное принижение роли супруга мадам Уокер и создательницы оригинальной формулы «Поро» Энни Мэлоун ради возвеличивания главной героини. Не удивительно, ведь в основу сериала легла книга «В своей стихии», написанная прапраправнучкой Сары Алейлой Бандлз. Но даже несмотря на излишнюю идеализацию мадам Си Джей Уокер, мини-сериал рисует достоверную картину общественной жизни США начала XX века. исторические сериалы 2020

https://www.youtube.com/watch?v=UecEYa4nvMg

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен