Хабаровский музыкальный театр завершил театральный сезон премьерой
Конец 99-го театрального сезона в Хабаровском музыкальном театре ознаменовался ещё одной премьерой — саунд-драмой «Прозрение» (6+) по мотивам киносценария Николая Эрдмана и Михаила Вольпина «Актриса» (6+). Автором либретто и режиссёром-постановщиком выступила Снежина Копрова.
Хабаровский зритель знаком с режиссёром с прошлого года. Её постановкой-премьерой «Больше, чем любовь» (12+) завершился 98 театральный сезон ХМТ. А маленькие зрители встретили новый 2025 год с поставленной ею весёлой сказкой «Лесные приключения» (0+).
По новому пути
Саунд-драма — жанр не совсем обычный и в Хабаровске ставится впервые. Это спектакль, где сочетаются драма, музыка, свет и звук.
— Такой феномен, как саунд-драма, рождён в начале нынешнего века. Мы наблюдаем удивительную вещь: то, что сейчас не помещается в привычные рамки, будь то эстрада или мюзик-холл, не исчезает, а трансформируется во что-то новое. Вообще 21 век очень щедр на открытия и постоянные интересные эксперименты с музыкальной драматургией, — рассказала Снежина Копрова.

Как отметила режиссёр, чтобы зритель действительно смог понять, что такое саунд-драма, нужно прийти в театр, посмотреть спектакль и насладиться прекрасным вокалом и замечательной музыкой. «Бессмысленно рассказывать, что такое вкус апельсина, пока ты его не попробуешь, человеку, который его ни разу не ел», — отметила она.
Почему же в театре решили пойти по-новому, ещё не знакомому хабаровскому зрителю, пути?
— В Хабаровске очень взыскательная, глубокая публика, которая серьёзно относится ко всему, что происходит на сцене. И наша задача — не только показать, но и удивить. Знаете, у Станиславского был любимый вопрос к артистам: «Чем удивлять будем?». Потому что интерес зрительский держится как раз вот на удивлении, когда у него идёт отклик подлинных чувств, включается эмоциональное восприятие. Чего, собственно, мы в театре всегда и добиваемся — эмоциональной реакции, — пояснила Копрова.
Саунд-драма «Прозрение» посвящена артистам военного времени. Премьера фильма «Актриса» по данному сценарию состоялась 22 апреля 1943 года.
— Спектакль о таких же людях, как и мы, которым тоже свойственно ошибаться. Но с них спрос особенно высок, ведь они исполняют великие произведения, а зритель наделяет их почти магическими способностями. И действительно, они способны лечить души, но могут и разрушить веру, разочаровав человека своими поступками. Эта грань и вдохновила нас взять за основу тему театра и артистов, ведь порой им приходится начинать всё с чистого листа, как сейчас коллективу Хабаровского музыкального театра. — говорит Снежина.
Песне не место на войне?
В сюжете пьесы нет военных действий и выстрелов, но… война идёт. Она рядом. И рядом покалеченные ею люди.
У известной молодой актрисы оперетты Зои Стрельниковой немало поклонников. Она талантлива, любима публикой и не только играет на сцене, но и снимается в кино. И вдруг в один миг война переворачивает всю её жизнь.
Кто-то из артистов сразу уходит на фронт, остальные отправляются в эвакуацию. Именно там, в маленьком городке, Зоя знакомится с местной жительницей, к которой её определили на постой.

Агафья Лукинична убеждена: когда люди воюют, когда в бой идёт её единственный сын, «петь песенки» по меньшей мере неуместно. И Зоя понимает, что она не может больше выступать. Девушка уходит со сцены и поступает в госпиталь няней. Здесь она случайно разбивает любимую пластинку бойца с ранением на глаза. На пластинке запись песни в её исполнении, и чтобы не расстроить раненого, она решает спеть. Это событие заставляет её пересмотреть свои взгляды, и актриса возвращается на сцену, выезжает на передовую с фронтовыми бригадами.
«Прозрение» — спектакль о любви и о людях. Тех, кто оставлял сцену, чтобы своими руками приблизить Победу. Тех, кто в составе фронтовых бригад становился лучиком света и надежды в суровых условиях войны, неся с собой исцеляющую силу искусства.
— Мы живём без войны, но рядом с нами люди, которые возвращаются с фронтов. Люди, заново выстраивающие свою жизнь. И наши концерты идут в госпиталях ровно так же, как и в годы Великой Отечественной войны. Такой спектакль — заказ времени, посвящённый Великой Победе, дате очень важной для нашей страны. И поэтому возникло желание сделать именно такую историю, ни на что не похожую, — говорит режиссёр.

Актёры и роли
Подготовка к спектаклю шла в сжатые сроки. Для репетиций ловили каждую минуту, ведь артисты работали в текущих спектаклях и концертах, выезжали на короткие гастроли. В таком же ускоренном темпе создавались и костюмы. А их в спектакле немало. Только главная героиня Зоя Стрельцова переодевается по ходу спектакля шесть раз.
— В этом спектакле со мной работала одна из самых потрясающих художников, я считаю, вообще современной России — Ирина Долгова. Она лауреат многих престижных театральных премий, главный художник и сердце музыкального театра. Когда я ей сказала, что нужно сделать два контрастных мира, она моментально начала генерировать замечательные идеи! И тот, кто придёт на спектакль, увидит настоящий пир красок вместе с замечательным музыкальным сопровождением аранжировки Натальи Козловой, очень известных мелодий 30-х — 40-х годов, — рассказала Снежина Копрова.

Как всегда, в спектакле занято несколько составов. На премьере главную роль сыграла артистка-вокалистка театра, лауреат международных конкурсов Надежда Бобовская.
— Вживаться в роль оказалось не так-то просто, как я думала изначально, потому что после первого прочтения мне показалось, что там в принципе всё понятно. Но нет, тот образ, который хотела видеть режиссёр в этом спектакле, он несколько расходился с моим представлением. Поэтому приходилось многое как-то переосмысливать и по-другому к себе применять. Проживать несколько другими способами. Потому что когда тебе всё понятно, это проще оправдать и сделать. А когда ты не согласен, где-то в каких-то моментах, это приходится немножко через какое-то сопротивление делать. Но в итоге ты все равно проживаешь это так, как проживает твоя героиня, — рассказала она.
Не легче было входить в роль и артисту-вокалисту Андрею Ярмошевичу, сыгравшего Петра Морозова, того самого раненого, чью пластинку разбила Зоя. У героя в основных сценах в госпитале забинтованы глаза.

— Я на сцене уже 25 лет, но первый раз играю слепого. Работаю в повязке. Причём, она настолько плотная, что я действительно ничего не вижу. На сцену меня вывозят на кровати. И только потом я начинаю как-то жить, существовать. И всё на ощупь, на слух. Во время одной из репетиций я немножко заигрался, запутался и говорю: «Извините, а я у своей кровати стою?». Потому что реально не понимал, к своей кровати подошёл или нет. Насколько сложно было готовиться, — рассказывает о своих репетициях Андрей Ярмошевич.
Однако, по его словам, был в закрытых глазах и свой плюс. Во время репетиций Андрей представлял, что играет он не в ОДОРА, а на сцене своего любимого старого музыкального театра.
В саунд-драме задействован почти весь коллектив театра. В главных ролях также выступают артистка-вокалистка, лауреат премии международных конкурсов Юлия Горенская, заслуженный артист Хабаровского края Никита Туранов, артист-вокалист Сергей Буков, артист-вокалист, заслуженный артист России Денис Желтоухов, народная артистка России Татьяна Маслакова, заслуженная артистка России Анна Иванилова, заслуженный артист Хабаровского края Олег Исаков.

Постановка осуществлена за счёт средств Президентской единой субсидии в целях реализации Плана социального развития центров экономического роста Хабаровского края «На создание спектаклей патриотической направленности».
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен