«Я хочу встать утром и быть счастливыми только оттого, что светит солнце, что небо синее, а трава зелёная…», — эта фраза проходит через весь спектакль по пьесе Константина Симонова «Так и будет»(16+). А что на самом деле нужно человеку для счастья? В годы, когда идёт война...

Премьера спектакля прошла 21 и 22 июня. Наверное, нет в России человека, кто не знает, кто не помнит эти страшные даты. Начало Великой Отечественной войны, изменившей многие судьбы. Изменила она и жизнь героев пьесы.

О войне без войны

Пьесу Константин Симонов написал в 1944 году. И сразу премьера — 7 ноября 1944 года спектакль поставили в Ярославле на сцене старейшего в России Волковского театра.

И хотя впереди ещё тяжёлые бои и долгие месяцы войны, герои спектакля постепенно возвращаются в мирную жизнь и мечтают о счастье. Потому что все твёрдо знают — мы победим.

«Так и будет» — это рассказ не столько о мужестве и героизме, сколько о верности и мечте о мирной жизни. Рассказ о любви, которая в тяжёлое время помогает сохранить в себе самые светлые чувства.

События, разворачивающиеся на сцене, происходят летом 1944 года. Советские войска продолжают наступать, освобождая территории и всё ближе подступая к фашисткой Германии. А в обычной московской квартире идёт вроде бы совсем мирная жизнь.

В годы войны в квартиры погибших или без вести пропавших жильцов вселяли других — тех, кто потерял своё жилье при бомбежке. Вселяли вполне официально, однако с формулировкой «до возвращения законного владельца». Вот так в пустующей квартире инженера Савельева и оказались известный академик архитектуры Фёдор Алексеевич Воронцов, его дочь Ольга и приехавшая из деревни сестра Фёдора Алексеевича тётя Саша.

«Это Савельева вещи. Надо вам сказать, как на грех, аккурат перед войной он с женой и дочерью на курорт какой-то поехал возле границы. И предполагается, что погиб там с семейством, иначе бы известия были», — поясняет новым жильцам управляющий домом Степан Степанович Чижов.

О Савельеве не было никаких вестей с самого начала войны. Друзья считали его погибшим. Но Воронцовы стараются сохранить в квартире всё так, как было при прежнем владельце. И Савельев неожиданно приезжает в Москву в командировку на несколько дней. Его жена и дочь погибли, сам он несколько раз был ранен и приехал получать новое назначение.

Узнав о том, что в его квартире живут посторонние люди, он намеревается уехать в гостиницу. Но Воронцов и Ольга решительно против. Дмитрий Иванович остаётся. И эти несколько дней в чужой, по сути, семье переворачивают всю его жизнь.

Савельев и Ольга полюбили друг друга, и он уезжает на фронт зная, что у него по-прежнему есть дом. И человек, которой сможет исполнить его мечту — встать утром и быть счастливыми только оттого, что светит солнце, что небо синее, а трава зелёная.

В другой реальности

Спектакль на сцене Хабаровского театра драмы поставил режиссёр из Омска Максим Кальсин. Он знаком хабаровчанам по многим спектаклям, в том числе и по премьере этого сезона «Джейн Эйр. На краю бездны» (12+).

Его спектакли всегда с первых минут погружают зрителя в ту эпоху, где происходит действо. Вот и здесь зритель сразу же окунулся в мир советской квартиры с буфетом и кожаным диваном, этажеркой и высоким зеркалом, уютным абажуром с кистями и раскидистым фикусом в углу.

— Я, как режиссёр, ставлю задачу полно выразить материал. В этой пьесе много чего есть: горечь, надежда, щемящее чувство… Главная мысль в том, что человек никогда не может отказаться от стремления вернуться к себе прежнему, когда у него не было душевных ран. Часто более счастливому, ещё не испытавшему потерь. Мы все знаем, что это невозможно, и всё равно хотим этого, но жизнь продолжается, — отметил Максим Кальсин в одном из своих интервью.

Каждому актёру, играющему в спектакле, предстояло показать характеры людей, которых так или иначе затронула война. И им это удалось блестяще, постепенно погружая зрителя в жизнь на сцене, заставляя зал искренне переживать, смеяться и плакать.

Маститый академик (заслуженный артист Хабаровского края Дмитрий Кишко) побывал в ополчении. Молодого человека его дочери Ольги (Екатерина Асецкая, Юлия Медведева) убили в первые же дни войны. У инженера-полковника Дмитрия Савельева (Виктор Асецкий) погибла вся семья.

Своя трагедия и у боевого товарища Савельева, майора медицинской службы Анны Григорьевны (заслуженная артистка Хабаровского края Анна Чеботарёва). Но именно она становится для Ольги, рано лишившейся матери, и Дмитрия ангелом-хранителем и поддерживает зарождающуюся между ними любовь.

Совсем по-другому отразилась война на молодом архитекторе, влюблённом в Ольгу, Сергее Синицыне (Андрей Грановский). Он не был на фронте, Ольга отказала ему, и Сергей чувствует себя лишним среди этих людей, в чём-то виноватым, но скрывает это за злой язвительностью: «Черт его знает, хотя два раза просился на фронт и не виноват, что не взяли, но испытываешь дикое чувство неудобства, когда думаешь, что люди вернутся с фронта, а ты так и просидел все эти годы в тылу. Такое чувство — что они тебе этого где-то в глубине души не простят…».

Но и он, и бывший актёр, а ныне адъютант Василий Каретников (Станислав Воронин), и воспитанник Савельева Ваня (Артём Казаков), как и все остальные герои спектакля, как и зрители в зале мечтают о том, чтобы встать утром и быть счастливыми только оттого, что светит солнце, что небо синее, а трава зелёная…

Так и будет!

В ТЕМУ:
В Хабаровском музыкальном театре вновь премьера

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен