На выходных в Хабаровске завершился фестиваль коренных народов «Улэн Го». Помимо созерцания номеров на гала-концерте, в ГДК любопытные посетители могли узнать о прикладных искусствах и ремеслах аборигенов Дальнего Востока. Например, расспросить мастериц о том, как вываривают материал для эффектного украшения – медвежьего черепа.

«Улэн Го 2020» в Хабаровске

Фестиваль «Улэн Го» в Хабаровском крае длился как хорошая свадьба – три дня. Сначала артисты, представляющие культуру народов Севера, устроили однодневный тур по региону. В нанайском национальном селе Джари гостей учили создавать сувениры из рыбьей кожи, обереги из бересты и готовить национальные нанайские блюда. Талу, к примеру.

  • «Нанайская кухня: блюда, которыми в ресторанах не угощают» - узнать больше блюдах дальневосточных аборигенов можно в материале по ссылке.

Основная же программа фестиваля «Улэн Го», что в переводе на русский значит «хорошее направление» прошла в селе Сикачи-Алян и Хабаровске. На выездном празднике в национальном селе, побывало около полутора сотен артистов. В том числе из: Камчатки, Приморья, Якутии и других регионов. Лучших артистов отобрали на гала-концерт, что прошел в воскресенье на площадке ГДК в Хабаровске.

Нанайские легенды и вызов орочских духов

Финальный гала-концерт фестиваля открыли театрализованным представлением по мотивам нанайской легенды «Три солнца». Она рассказывает о том, что когда-то на небе было разу светила, но удалым охотникам из числа наней стало слишком жарко. По очереди он подстрелили из лука два лишних солнца, после чего климат на Земле пришел в норму.

Кто-то, может, и возмутится: «Не канон!», но на все возражения можно ответить тем, что «Улэн Го» - фестиваль молодежный

Вслед за ними выступили гости фестиваля – ансамбль «Юктэ» из республики Саха. Парни и девушки с оленьими рогами в руках помогли зрителям проникнуться культурой северного народа. А вот команда из Советской Гавани – «Аньяха Хаджи» пошла по-другому: в постановке «Духи шамана» они представили современное видение орочского обряда общения шамана с его покровителями. Кто-то, может, и возмутится: «Не канон!», но на все возражения можно ответить тем, что «Улэн Го» - фестиваль молодежный. Что же плохого в том, чтобы подать традиции в понятном миллениалам и зумерам формате?

В отличие от таких фестивалей как «Лики наследия» и «Ритмы Дальнего Востока», на «Улэн Го» упор делается на выступление молодых артистов. Возможно проведение такого мероприятия стало благодаря гранту «Российского фонда культуры» представленного в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Корякский ансамбль с танцами о морских котиках и природе Камчатки

Немало внимания зрителей привлекло и выступление корякского ансамбля «Ангт». В танце, как это нередко принято у дальневосточных аборигенов, они пародировали поведение морских животных. Девушки кружили по сцене то под крики чаек, то весело двигали руками, словно довольные морские котики. Только на фоне новостей об экологической катастрофе на Камчатке, происходящее на сцене публике умилительным вовсе не показалось…

- Да ведь они совсем как те, что на берегу мертвыми лежали! – шепотом, едва сдерживая слезы, прошептала моя соседка по креслу.

Но номер завершился, а артисты «Ангта» к теме подражания природе больше не возвращались. Участники ансамбля показывали зарисовки из жизни камчадалов, а вскоре их сменили другие конкурсанты. Среди них – приглашенные звезды: этнопевица Саина из Якутии и эвенкийский певец Владимир Хоменко.

Принесли моему сыну голову медвежью, вываривать пришлось!

Улэн Го ярмарка мастеров

Пока одни представители коренных народов развлекали гостей на сцене, другие презентовали свои работы на выставке. Здесь и книги о быте народов Севера, и костюмы из Якутии и изделия ручной работы. На одном из столов лежал резной череп работы удэгейских мастеров.

Галина Канчуга, мастерица из стойбища Фуля в Приморье:

У нас село охотничье. Пошли мужики на зверя и встретились с медведем. Пристрелили, сыну моему целую голову принесли. Он резьбой по кости занимается. Но обдирать мышцы абы как нельзя: если хоть кусочек мяса на черепе останется, загниет.

Вот и пришлось ему по специальной технологии ее на определенной температуре три часа подряд вываривать, а потом быстро сменить воду. Мясо слезло все. Оставалось только просушить и нанести узор. Это традиционный узор нашей общины – стойбища Фуля в Красном Яре.

Галина Канчуга, мастерица из стойбища Фуля в Приморье

А эти кожаные изделия наши мастерицы в национальном парке «Бикин» делали уже из привозного сырья. Выделывать шкуры традиционным способом – очень трудозатратно. Я пробовала: уксусом и солью на бубен один обработала и несколько шкур изюбря. Тяжело, потому что шкуры большие, тара нужна объемная. Но, если сильно постараться, то можно и дедовскими методами. Но мы приобрели специальные химикаты, чтобы упростить процесс.

Впрочем, что с современными средствами, что с традиционными, изделия аборигенов цепляют глаз. А узнать о них больше можно в подборке материалов о коренных народах Дальнего Востока на «ХабИнфо» по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен