Дальневосточный художественный музей хранит в своём собрании народного искусства немало традиционных поясов приамурских народов. Сами пояса – разных видов и назначений, использовались как повседневно, так и по праздникам. И учитывая специфику отбора экспонатов в ДВХМ, а именно – выборку по художественной ценности, мы не увидим в коллекции повседневные кожаные пояса, носившиеся во время промыслов, и ремни нижнего типа, надевавшиеся под одежду и поддерживающие на подвязках ноговицы и натазники. Однако следует упомянуть, что кожаные пояса (из ровдуги или кожи нерпы) могли иметь костяную или металлическую пряжку декоративного вида. Такие предметы можно встретить в коллекции, но без самого пояса. пояса народов

В основном же в фондах хранятся верхние пояса, предназначенные для подпоясывания верхней одежды. Это праздничные и повседневные мужские и женские аксессуары. Из-за сильных отличий в длине, ширине, методах изготовления и декорирования можно рассматривать эти изделия по принадлежности к определённым народам или группам народов. К примеру, самым многочисленным типом являются плетёные пояса с ритмично повторяющимися рядами цветных нитей. пояса народов

(рис.1) Неизвестный мастер - Пояс с наконечниками

Такие пояса наиболее характерны для ульчей и нивхов. Изготавливались они на специальных самодельных станочках. Сама технология передалась от айнов. Пример такого образца айнского декоративно-прикладного искусства можно увидеть в нашей коллекции (рис.1). Это пояс XIX века из конопляной верёвки. Такие пояса делали и для повседневной носки, выбирая два цвета ниток: жёлто-белый и коричневый (рис.2), и для праздников. Праздничные варианты отличались богатством и яркостью цветов (рис.3). В длину такие пояса могли превышать 2 метра, что позволяло 2–3 раза обернуть их вокруг талии и при этом после завязывания оставить концы пояса свободно свисать. Отличаются вышеописанные пояса и по гендерному признаку. Мужские оканчиваются с обеих сторон бахромой (рис.4), женские – тканевыми, чаще трапециевидными или вписываемыми в эту форму элементами (рис.5). Такие элементы могут быть оторочены мехом (рис.5), иметь пришитые по углам металлические подвески(рис.6), на плоскости наконечников нашивался традиционный орнамент, иногда с зооморфными мотивами (главное фото).

Большой интерес с художественной точки зрения представляют мужские праздничные пояса верховых нанайцев, а также пояса амурских удэгейцев, созданные в местах межэтнических контактов с верховыми нанайцами (рис.7, 8, 9). Это широкие короткие тканевые пояса, богато украшенные спирально-ленточным орнаментом. В ширину такие пояса могут достигать 20 см. Длина зависела от объёма талии владельца. В отличие от описываемых выше поясов, такие экземпляры не завязывались, а застёгивались на пуговицы в воздушные петельки. Опираясь на материалы Л.Я. Штернберга, предположим, что данные пояса чаще использовались для свадебных обрядов и надевались женихами. И действительно, ширина пояса позволяла мастерицам красочно декорировать подобные изделия, используя всевозможные техники шитья, от узорчатых швов до аппликаций. Однако такие же пояса, но без украшений, по мнению этнографа А.В. Смоляк, могли надеваться мужчинами и на охоте в качестве дополнительного утепления, так как внутри пояса могли подкладывать тонкий слой ваты.

Женские праздничные пояса нанайцев в фондах ДВХМ представлены экземплярами в виде нешироких длинных полос, украшенных геометрическими орнаментами, чаще – из повторяющихся ромбов (рис.10). Число таких предметов невелико, ведь культура ношения поясов у приамурских народов не предполагала столь же широкого применения данных аксессуаров женщинами. На старинных фотографиях семейных пар всегда можно увидеть подпоясанного мужчину и не всегда – подпоясанную женщину: праздничный женский халат не обязательно было подпоясывать. Пояс – более мужской атрибут, необходимый на охоте и рыбалке в качестве «органайзера» для промысловых инструментов, таких как ножи, пороховницы, крючки для развязывания узлов и т.д.

рис.10 Неизвестный мастер Пояс из материи «тали» нанайский

Искусство изготовления поясов у народов Приамурья – достаточно древнее, упоминается в трудах этнографов с конца XIX века. Естественно, коллекции разных музеев страны и региона полнятся многочисленными экземплярами этого элемента костюма. Ну а самые яркие пояса, выполненные мастерицами приамурских аборигенных народов, вы можете увидеть в Дальневосточном художественном музее.

Антон Ковальчук, специалист экспозиционно-выставочного отдела ДВХМ


  • Гарды дальневосточных мечей в коллекции Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен