В коллекции декоративно-прикладного искусства народов Дальнего Востока и Крайнего Севера Дальневосточного художественного музея произошло небольшое прибавление в виде предметов, которых ранее музей не имел. Это два металлических диска диаметром 8 см и толщиной 0.5 мм. Каждый из дисков имеет по центру сужающуюся прорезь 2.5 и 3 см в длину. гарда меча

Это две гарды от дальневосточных мечей. Экспонаты были найдены в огороде села Солонцы Ульчского района в начале ХХI в. В Приамурье и соседних с ним регионах в средние века конфликты айнов и нивхов (если верить трудам Соколова А. М.) обуславливали потребность в развитом кузнечном деле, способном производить такие орудия, как меч, необходимый исключительно для войны. Но в силу определённых причин, точнее – просто за ненадобностью, ремесло изготовления военных инструментов было утрачено. Общинно-племенной строй не предполагал наличие прибавочного продукта, позволяющего воинскому сословию возникнуть.

Однако в языках аборигенов Приамурья наличествуют термины, означающие меч: у эвенков железный меч назывался «тутэко», у ороков — «лавтан», «лаутан», у орочей, у ульчей — «лауча». По сведениям А. В. Смоляк, слово «лохон», также означающее «меч», известно по всему Приамурью. Его знали также северобайкальские эвенки, маньчжуры и чжурчжэни в XII в. Старожилы дальневосточных коренных народов говорили, что лохон — это «японская сабля». Сами же мечи в бытовании аборигенов отсутствовали. Это говорит о том, что образ меча имел место в культуре Дальнего Востока, но не в своём исконном виде, а в качестве шаманской атрибутики. Смоляк в труде «Шаман: личность, функции, мировоззрение» упоминает использования «меча»: «Двое шли перед шаманом с мечом или саблей лауча (лохон) в руках, как говорят — «прокладывали ему дорогу», «разгоняя злых духов»… своим оружием (чаще всего оружие употреблялось в обрядах ульчей и низовых нанайцев). Можно предположить, что этот обычай очень древен и восходит к тому периоду, когда металлические предметы были редки и служили оберегами. Ульчи использовали мечи и сабли как защитное средство во время обрядов, например, больших поминок по утопленнику, когда людям приходилось вступать в борьбу с водяным хозяином (злым духом)».

Что же касается новых экспонатов ДВХМ, формы гард, их материалы и оформление говорит о том, что они принадлежали скорее к японской или айнской культуре, где такие детали меча назывались «цуба», и основной их функцией была не защита кисти от удара противника, а предотвращение от соскальзывания с рукояти на лезвие.

1-й экземпляр (рис.1, рис.2) выкован из углеродистой стали, что способствовало низкой сохранности предмета. Гарда круглой формы имеет сквозной ленточный узор двухчастной симметрии. Ажурный декор лаконично сочетается с функциональными отверстиями для стилетов, которые располагались по бокам от центральной прорези, куда проходит хвостовик клинка. Такой комплексный метод ношения в ножнах меча и дополнительных инструментов, задающих своим расположением форму гарды, применялся исключительно в японской культуре. Несмотря на то что традиция боковых отверстий на гардах перешла к айнам, у них отверстия делались недостаточного размера и имели чисто декоративный характер. гарда меча

(рис.1)
(рис.2)

2-й экземпляр (рис.3, рис.4) отлит из бронзы в форме четырёхлепесткового цветка, не имеет сквозных дополнительных отверстий и окантован тонкой полоской серебряной фольги. На обе стороны нанесена художественная гравировка, выполненная засечками и изображающая бой двух птичек с одной стороны (назовём её лицевой) и растительные мотивы с другой (тыльной). К сожалению, сильные потёртости на тыльной стороне не позволяют детально рассмотреть рисунок, но мы чётко видим стебель и листья бамбука, а также фрагмент ритмично повторяющихся засечек, идентичный оперению птиц на лицевой стороне гарды. Опираясь на рисунок, можно предположить, что гарда была занесена в Хабаровский край из мест, где произрастает бамбук, помимо этого, форма и окантовка указывают на её айнское или японское происхождение, если верить описанию из работы оружие веда А.М. Пастухова: «На дальние острова ходят, и с дальних островов приходят иноземцы с товарами шелковыми и бумажными, також привозят котлы и сабли, а у сабель круги медные, обогнуты края кованым серебром». гарда меча

(рис.3)
(рис.4)

Автор заметки предполагает, что поскольку обе цубы находились рядом друг с другом и никаких других конструктивных деталей от мечей рядом не было, то, скорее всего, описываемые выше артефакты хоть и имеют иноземное происхождение, использовались местными аборигенами в качестве предметов культа без привязки к своему первоначальному назначению. К примеру, медные диски подвешивались на одежды шаманов в качестве магической защиты от духов. Или же использовались как дополнительное «украшение» для «сэвэнов» (статуэток-оберегов), как мы видим на графическом листе художницы и исследователя Н.С. Кирюхиной. В данном листе реалистично и с натуры зарисованы экспонаты краеведческих музеев Сахалина и Японии (главное фото).

Так или иначе, гарды дальневосточных мечей в коллекции ДВХМ оставляют ещё много вопросов относительно их происхождения, назначения и бытования у аборигенов не только Сахалина и островов Японии, но и у народов Приамурья.

Антон Ковальчук, специалист ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен