С плохим зрением и клюшкой в руках: хабаровский спортсмен Александр Миляков не остановился перед трудностями
Он играл в хоккейной команде «Амур», потом выступал за «Юность» из Первого микрорайона. Но лучше всего Александр Миляков проявил себя в любительской сборной «Холидэй»: в 2003-м команда вошла в тройку лучших на турнире «Сибирь — Дальний Восток» в юношеской хоккейной лиге. С 2004-го по 2006-й игроки становились победителями городских чемпионатов. Казалось, вот он успех: тренируйся да побеждай!..
В возрасте Христа
— …Прекрасно помню тот день, — делится Александр. — После футбольной тренировки обмылся, выхожу — замечаю, как будто пеленой закрыло один глаз. Накануне не нервничал и не переутомлялся. Правда, еще до этого начал испытывать какой-то дискомфорт. О каких-то серьезных проблемах со зрением у родственников тогда не знал.
Вернувшись домой, он пожаловался матери на самочувствие. Вместе они поехали в хабаровскую поликлинику. Но ничего вразумительного не услышали и отправились на консультацию в частную клинику…
Полгода спортсмен безуспешно ходил по медучреждениям. За это время начались проблемы со вторым глазом. Врачи лишь меняли диагнозы: то рассеянный склероз, то подозрение на опухоль мозга ставили. Нейрохирург кисту обнаружил, после лечения она вроде рассосалась.
— Лучше не становилось. Неизвестно, чем бы закончилось, если бы я не обратился в железнодорожную больницу, — продолжает мужчина. — На мою удачу один из специалистов настоятельно рекомендовал отправить анализ крови в Москву на определение генной патологии. Через три недели пришел неутешительный результат — анализ показал мутацию генов на 50 процентов по материнской линии, что и повлекло резкую потерю зрения.
Так жизнь 33-летнего Александра Милякова, молодого мужчины и опытного спортсмена, в возрасте Христа разделилась на до и после озвученного медиками диагноза.
Спорт в крови
Поначалу слабовидящему Александру сложно было понять и принять эту подножку судьбы — он всегда вел здоровый образ жизни, увлекался разными видами спорта: хоккеем, футболом, греко-римской борьбой. Жизнь свою не представлял без спорта, заболел им с раннего детства.
С шести лет Миляков стоял на коньках — его дед, управлявший центральным пляжем, отвел мальчонку в секцию хоккея на стадионе имени Ленина.
— Мы тогда с пацанами с улицы не уходили: то в футбол гоняли, то зимой в «коробке» в хоккей играли, — вспоминает Александр. — В отличие от нынешнего поколения, с друзьями не засиживались перед экранами.
Постепенно хоккей стал частью его жизни.
— В свое время близко общался с бывшим игроком «Амура» Дмитрием Учайкиным, который тогда уже выступал за профессиональный клуб в Казахстане. Он часто как настоящий профессионал давал мне дельные советы по игре. Помимо этого, и клюшкой, и формой мог поделиться, — говорит об ушедшем из жизни друге Александр. — Но я тогда решил повременить с хоккеем, замедлиться, уберечь себя от травм и завязать со спортом.
Кто бы мог подумать, что спустя столько лет он вспомнит о хоккее в самый трудный для себя момент жизни.
«Он такой же, как мы»
Ему предложили заняться детско-юношеской командой незрячих хоккеистов TRIONIX, названной в честь дальневосточной черепахи (лишь недавно её переименовали в «Хабаровские тигры»). Сейчас таких коллективов десять по стране.
Объяснять технику игры слабовидящим или полностью лишенным зрения школьникам Александру Игоревичу легче. Вместо объяснений ему проще взять руку ученика в свою и показать. Так же и с постановкой ног.
— Я ребят поддерживаю и успокаиваю, что не всё сразу будет получаться, нельзя сдаваться. С теми, кто прислушивается, оказываемся на одной волне, — говорит тренер. — Мелкие проигрыши и неудачи в силу особенностей своего здоровья они переживают эмоциональнее, чем их сверстники. И за первые месяцы мои семилетние ученики стали увереннее держаться на коньках, постепенно погружаются в технику игры для людей с особенностями здоровья.
Таким спортсменам помогает специальная шайба — металлическая, с подшипниками внутри и шумная. Она больше по размерам, чем обычная. Почему? Вратарь в команде, по правилам адаптивного хоккея, полностью незрячий. Он ее не видит, а слышит. Во время тренировок Александр Игоревич выходит на лед, берет клюшку, шайбу и отрабатывает с вратарем игровые ситуации, помогает улучшить скорость реакции. Она зависит от слуха, а не зрения. Ученик в буквальном смысле сидит в воротах, специально заниженных для этого вида спорта, и старается отражать броски.
В конце прошлого года «тигрята» впервые выступили командой в турнире «Вызов Арктики», который проходил в Москве. Пускай и не получилось войти в тройку победителей, но среди десятки сборных они выглядели достойно. Главное — получили командный опыт выступления и поняли, над чем еще стоит поработать. А в апреле хотят поучаствовать в соревнованиях в Сочи — к этому их готовят слабовидящие тренеры Даниил Чепуштанов и Александр Миляков.
Учатся не только ребята, Александр Игоревич тоже поступил в Дальневосточную академию физкультуры и спорта, чтобы стать дипломированным специалистом и дальше помогать людям с такими же ограниченными возможностями.
«Это ты раньше мог за кем-то спрятаться»
Спас и вернул к жизни его не только хоккей. Еще раньше, в обществе слепых, Александру предложили попробовать себя в адаптивном спорте: теннисе, шахматах, футболе, но он остановился на дзюдо. Ведь в школьные годы ходил на греко-римскую борьбу.
В адаптивной школе паралимпийского и сурдлимпийского резерва Милякову посчастливилось попасть к Роману Рияновичу Халикову. Требовательный тренер сразу предупредил:
— Хоккей, которым ты занимался раньше, — это командная игра. Иногда можешь за кем-то спрятаться, отдать пас другому, и он пойдет на ворота. А в борьбе всё по-другому — только сам вытягиваешь.
На тренировках для спортсменов нет послаблений — там не смотрят на особенности здоровья (только в захват сразу становятся), нужно выкладываться по полной. Похлеще хоккейных бывают, признается Александр.
Очень помогают советы от титулованных спортсменов Виктора Руденко и Василия Кутуева — победителей и призеров Олимпиады и Паралимпийских игр, чемпионатов России, Европы и мира. Они для Милякова стали настоящими друзьями, группой поддержки.
— Раньше смотрел на их выступления, они казались небожителями. А теперь тренируемся в одном зале, плечом к плечу, вместе выезжаем на сборы и соревнования, — не верит своему счастью Александр. — С Васей, кстати, нас не только спорт сблизил, но и похожие проблемы — у него тоже инвалидность наступила из-за мутации гена.
В прошлом году в адаптивном спорте Александр Миляков стал бронзовым призером по самбо на чемпионате и Кубке России, серебряным призером на Кубке России по дзюдо и чемпионом по дзюдо Хабаровского края. Также у него два значка по сдаче норм ГТО. И в планах у борца — покорить спортивный Олимп.
«А я мужчина, должен содержать семью»
— Знаете, как бывает, — отвлекается от спортивных достижений Александр. — В той прошлой жизни, зрячей, у меня было много друзей, знакомых. Но из 20 человек близкого окружения только трое разделили мою беду и поддержали. Остальные сами собой исчезают. Но стоит тебе снова подняться «на пьедестал» — некоторые возвращаются в твою жизнь, хвалят и вроде искренне радуются твоим успехам. Я, конечно, виду стараюсь не подавать, но неприятный осадок все же остался…
Именно тогда он понял: в критический момент жизни ты можешь рассчитывать только на себя и близких. Ему в этом смысле повезло.
Еще в то время, как начали появляться первые «звоночки» заболевания, Александр познакомился с Татьяной. Именно она и родители Марина Владиленовна и Игорь Вячеславович, сестра Ксения его поддерживают всё это время. Ведь после установления страшного диагноза Миляков прошел освидетельствование и ему присвоили первую группу инвалидности.
— Не особо разгуляешься на эту сумму, — признается Александр. — А я ведь мужчина, хоть и плохо видящий, должен содержать семью. Поначалу Таня больше зарабатывала, но я пообещал, что так будет не всегда.
И Александр слово сдержал: принял новые реалии, устроился на работу, учится, тренируется, ещё и юным спортсменам с такими же проблемами помогает.
«Дорисовываю по воспоминаниям»
Из Тополево в Хабаровск мужчина чаще всего добирается самостоятельно либо с палочкой, только в незнакомых местах просит близких его сопровождать. А болезнь прогрессирует: лица людей он почти не видит либо еле распознает очертания, либо «дорисовывает по воспоминаниям», как сам говорит.
Но считает, что не время унывать, впереди — новые вершины: собственное чемпионство на соревнованиях по единоборствам и победы подопечных на хоккейных турнирах. Дорогу в этой жизни осилит только идущий.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен