Гиви Манткава родился 18 мая 1930 года в городе Тбилиси, Грузия. Первые шаги в живописи сделал благодаря матери, которая неплохо рисовала. После окончания средней школы в 1948 году поступил в Тбилисскую академию художеств на факультет живописи, театрально-декорационное отделение, которое закончил в 1955 году. После получения диплома, в течение года работал ассистентом художника на киностудии «Грузия-фильм».

Выпускник Тбилисской государственной академии художеств (театрально-декорационного отделения), Гиви Манткава приехал на Сахалин в 1956 году. В то время в Сахалинскую область требовались не только специалисты промышленности и сельского хозяйства, но и люди творческих профессий, чтобы наладить на островах собственную полноценную культурную жизнь, тем самым сгладить оторванность острова от большой страны.

Манткава Гиви Михайлович

Бурно развивалась новая столица – Южно-Сахалинск, открылись новый театр, музей. Сюда со всех концов страны приезжала молодёжь – выпускники вузов, желающие попробовать свои силы, применить знания на далёком и удивительном острове: «Творческое освоение Сахалина, ставшее после Второй мировой войны на Дальнем Востоке важнейшей частью культурно-политической стратегии государства, в начале пути представляло собой активное, целенаправленное накопление профессионального потенциала».

А на острове было чему удивиться: прекрасная, экзотическая для России природа, горы и море, материальные остатки уникальной японской культуры. И этот другой мир необходимо было освоить, обжить, сделать своим, родным. Важным фактором было общение в среде молодых первооткрывателей: журналистов, актёров, поэтов, художников.

Гиви Манткава, сформировавшийся в совершенно другой культуре (детство и студенчество художника прошли в Тбилиси), стал частью этого разнообразного творческого сообщества, просуществовавшего на острове совсем немного лет и со-хранившегося отчасти до нашего времени. Сахалинская природа поразила Манткаву. Ближе всего ему как грузину, конечно, были горы. И он рисовал их много и часто, тем более что горы были частью городского ландшафта и в Южно-Сахалинске, и в Невельске, и в Холмске, и в Корсакове. Море в работах встречается всё реже. У него оно скорее поверхность, на которой происходит человеческая деятельность.

Г.М. Манткава - Пейзаж

Присутствие в его работах человека есть почти всегда. Это началось как раз тогда, когда на Сахалине он попал в круг очень интересных людей. Каждый из них обладал не только индивидуальностью, но и талантами. Недаром, уехав с Сахалина в Москву, Ленинград, они не потерялись там. А некоторые стали известными людьми, прославились. Например, писатель Отто Лацис, работавший после окончания МГУ в 1956–1960 гг. в газете «Советский Сахалин». Александр Алшутов (Бейлин) после известных событий 1968 года в Москве выбрал для себя путь отшельника. Алина Чадаева, писатель и исследователь культур коренных народов Севера, работала в газете сахалинского города Чехов. Владислав Дворжецкий служил в армии на фельдшерском складе в Южно-Сахалинске и, по одной из городских легенд, играл в местном театре, а потом стал известным на всю страну актёром. Театральный художник по специальности, на острове Манткава пробовал себя не только как создатель декораций к спектаклям Областного драматического театра им. А. П. Чехова. Он работал художником в самой популярной областной газете «Молодая гвардия», создавал городские мозаики, украсившие дома и автобусные остановки, сотрудничал с Сахалинским книжным издательством, выполнял заказы в производственно-художественных мастерских Южно-Сахалинска.

Такая разнообразная профессионально-художественная деятельность раскрыла в Манткаве универсального творца-художника, который был одинаково силён и в оригинальной, и печатной графике, и в живописи. Выставка графики Гиви Манткавы, посвящённая его 90-летию, показывает тот период жизни, в который он создавал графические произведения, отразившие его талант прекрасного рисовальщика и гравёра.

Г.М. Манткава - Желтая роза. Пиросмани

Графикой Г. Манткава увлекся в конце 1950-х – начале 1960-х годов: «Она служит ему средством свободного самовыражения и …средством общения. Художник работает в редакции газеты «Молодая гвардия», рисует газетные иллюстрации и портреты штатных работников, находит новых друзей и почитателей своего неподражаемого таланта».

Для создания графических произведений Гиви Манткава использует различные техники: печатную – линогравюру, сделанную, несомненно, под влиянием работы в газете; оригинальную – карандаш, сангину, тушь, акварель, пастель. Смешивает их, экспериментирует. Ему подвластны все традиционные средства изображения. Он активно ищет свой стиль и учится у великих мастеров, находя в их творческом наследии наиболее выразительные, на его взгляд, средства художественного изображения окружающего мира.

Невольное сходство положения грузина, приехавшего на остров, с жизнью французского художника Поля Гогена выразилось в интересе Манткавы к жизни сахалинских аборигенов – нивхов и продлилось на всю его творческую жизнь, воплотившись, в том числе, в портретной графике. С упорством исследователя он пишет различные человеческие типажи и эмоции, выражения которых непосредственны и естественны, благодаря во многом сохранившемуся тогда укладу жизни.

В то же время Манткаву интересуют окружающие его люди, живущие в Южно-Сахалинске, где он обосновался. Никогда раньше он, выходец из практически мононациональной союзной республики, не видел такого многообразия национальных и человеческих типов. Портреты, созданные Манткавой, показывают нам то сообщество молодых, очень интересных, привлекательных людей, в которое он попал и которое удержало его на острове. Смелые, динамичные акварельные портреты, изысканные сложные пастельные изображения дают нам, сегодняшним, представление о людях 1960-х годов, кажущихся теперь жителями другой эпохи: «В 60-е годы Гиви Манткава писал портреты своих сахалинских друзей – интеллектуалов (физиков и лириков), моряков, рыбаков, пограничников. Он увидел их сильными, но не «крутыми», «правильными», но не занудными, добрыми, но волевыми: небывалое разнообразие индивидуальностей. Из времен, которые принято нынче считать серыми и убогими, художник донес до нас галерею человеческих типов, воплощавших истинную свободу, душевную широту и красоту».

Г.М. Манткава - Очередь за крабами

В конце 1960-х после многих драматических событий, расставаний с друзьями Манткава окончательно выбирает путь профессионального художника. В 1968 году он становится кандидатом в члены Союза художников СССР. В это время он пишет автопортреты. Манткава и раньше был внимателен к себе, о чем свидетельствуют его автопортретные рисунки и живописные автопортреты, в которых присутствует самоирония, зарисовки собственной творческой мастерской. Но автопортреты конца 1960-х – 1970-х обладают серьезностью подхода автора к отражению своей личности, являются свидетельствами творческих поисков и самоопределения.

Но успех профессионального художника в Советской стране не мог заключаться в художественных исследованиях уютного мира друзей и личных интересов. Советское искусство отражало жизнь социалистического общества, самой яркой гранью которого должен был быть созидательный труд. Такой переход к новым сюжетам не сразу удался Манткаве. Его графическая серия акварелей «Сахалин», над которой художник работал несколько лет (1969–1971 годы), раскрывает всё ещё художника – увлечённого созерцателя экзотической природы острова, где человек и его деятельность являются не самой главной составляющей. Графическая серия «Сахалин» создавалась автором для серьезной выставки: часть работ была представлена на III зональной выставке «Советский Дальний Восток» в Улан-Удэ в 1969 году (экспонировалось 14 работ). Участие в ней открывало путь в Союз художников, но для Манткавы потребовалось ещё два года, чтобы его признали «настоящим» советским художником. Между тем на Сахалине его знали, любили, ценили не только друзья, но и многочисленные поклонники его творчества.

В 1970-е годы и далее Гиви Манткава творит как живописец. И только графический автопортрет сангиной уже зрелого, известного художника, созданный в 1980-е годы, напоминает нам об универсальном и уникальном таланте мастера, ощущавшего себя сыном своего народа.

Работы Г. М. Манткавы находятся в собраниях Красноярского музея им. В. И. Сурикова, Музея Тбилисской академии художеств, Приморской государственной картинной галереи (Владивосток), Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Сахалинского областного краеведческого музея; в частных коллекциях России и зарубежья.

Г.М. Манткава - Осень. Скоро осень

Коллекция работ Гиви Манткавы в фондах Сахалинского областного художественного музея является одной из самых значительных по полноте и содержанию. В нее входят пастели конца 1960-х – начала 1970-х годов, этюды к знаменитой композиции «Нивхские лучники», акварельная серия «Сахалин», композиционные рисунки, варианты эскизов, материал в технике работы фломастером, который по своим «графико-колористическим достоинствам в портретных, пейзажных и интерьерных композициях приближен к живописному качеству».

Скончался 7 января 2003 года в Южно-Сахалинске. Через два года на доме, где жил художник, установлена мемориальная доска.

Козарезова О.В. специалист по просветительской деятельности Главное фото: фрагмент картины Г.М. Манткава - Осень. Скоро осень


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен