В 204 майском указе президент России Владимир Путин поставил задачу увеличения доли новых российских компаний, работающих на внешние рынки. В Хабаровске на заседании экспортного совета при губернаторе края обсудили проблемы, которые мешают развитию внешнеторговой деятельности мелкого и среднего бизнеса в регионе. внешние рынки предприятия

— Хабаровский край занимает четвёртое место в Дальневосточном федеральном округе по объёму внешней торговли, — рассказал журналистам Виктор Калашников, министр экономического развития, заместитель председателя правительства края. — Но с точки зрения динамики роста этого мало. Если мы говорим о задачах, поставленных президентом по опережающему развитию дальневосточных регионов по сравнению в целом с экономикой Российской Федерации, то 25 процентов – этого мало. Наша задача в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» – вдвое увеличить число предприятий, которые работают на внешний рынок. Мы планируем, что к 2024 году их количество достигнет 342.

Например, хабаровский «Дальхимфармзавод» порядка десяти процентов своей продукции отправляет на внешние рынки. Одно из старейших предприятий по выпуску лекарственных препаратов в России в 2019 году получило прирост экспорта на 123 процента. Фармацевтическим компаниям особенно сложно выйти на внешний рынок, ведь в каждой стране свои условия регистрации препарата и даже разные методики проведения лабораторных анализов.

— Это очень длительное написание документов, утверждение и затем, конечно, поиск партнёров. Потому что все страны, безусловно, пытаются наладить своё производство. И как только они сами начинают выпускать те или иные продукты, наш экспорт практически закрывается, — говорит Ирина Гусева, исполнительный директор ОАО «Дальхимфарм».

Илья Амирханов

В Хабаровске сегодня работает порядка 400 пищевых и промышленных предприятий. Но на экспорт свою продукцию отправляют меньше пяти процентов компаний. По словам руководителя фабрики мороженого, хабаровского предпринимателя Ильи Амирханова, предприятия малого и среднего бизнеса в регионе хорошо поддержаны на информационном уровне. Для них разработаны и действуют обучающие программы российского экспортного центра, организовано участие в международных выставках и бизнес-миссиях. Но, как говорится, не учите нас жить – помогите материально. В части финансовой поддержки предпринимателей на региональном и федеральном уровне есть пробел. внешние рынки предприятия

— Когда нужно выйти на рынок, закрепиться, начать работать, то возникают трудности, — продолжает Илья Амирханов. — Нужна финансовая поддержка предпринимателей для продвижения товара на сопредельной территории, его «раскрутки». В Китае, например, нет товаров российского производства, и если даже удаётся зайти на рынок, необходимы солидные вложения в рекламу для того, чтобы товар покупали.

Но это лишь верхушка айсберга, говорит предприниматель. Сначала нужно найти рынок сбыта, договориться о сотрудничестве, заключить контракт. Илья Амирханов уже больше десяти лет занимается в Хабаровске производством мороженого. В год предприятие выпускает порядка 70 тонн холодного лакомства. Компания уже несколько лет работает на экспорт. В прошлом году они зашли в одну из торговых сетей города Далянь. Кстати, с сетевиками Китая договориться оказалось проще, чем с хабаровскими магазинами, отмечает Илья Амирханов. Но для успешной и прибыльной работы, чтобы «отбить» вложенные средства, нужно поставить не пять морозильных ларей в одной торговой сети, а 150 – и так по всему Китаю.

— Одна торговая сеть – это очень небольшой объём, — отмечает Илья Амирханов. — Представьте, нужно заплатить за вход в торговую сеть, нужно вложиться в закуп сырья, в производство продукции, приобрести морозильное оборудование, отправить продукцию на экспорт, а это солидные транспортные расходы. И всё это для того, чтобы за несколько месяцев продалось 500 штук мороженого. Это нерентабельно. Другое дело, когда мировая розничная сеть «Lawson» в том же Шанхае готова с нами работать. А это 1300 маленьких магазинов по всему Шанхаю, они ждут от нас конкретного предложения, проект контракта на руках, нужно подписать, заплатить, выйти и начать работать.

И здесь вновь встаёт вопрос ребром: где брать средства? Для того, чтобы реализовать проект в Шанхае, предприятию необходимо десять миллионов рублей. Кредитоваться у банков под 10-12 процентов годовых невыгодно. Ведь получать прибыль компания начнёт не раньше, чем через полгода-год. По словам Ильи Амирханова, для предприятий-дальневосточников необходимы особые условия: кредитование под разумный процент, в идеале до пяти процентов годовых, с отсрочкой выплаты основного долга на два года. Только тогда предприятия малого и среднего бизнеса будут искать партнёров за рубежом и без опаски станут продвигать свой товар на внешние рынки Китая, Японии, Кореи и США.

По итогам 2018 года экспортный оборот Хабаровского края оценивался в 2,6 миллиарда долларов. При этом доля несырьевых неэнергетических услуг в нём составляла 60 процентов. Поддержку получили 245 субъектов малого и среднего предпринимательства Хабаровского края, 53 компании были обучены по программе российского экспортного центра, 22 приняли участие в международных выставках. И всё же, чтобы местные производители могли когда-нибудь выйти с продукцией на внешний рынок, во исполнение указов президента, необходимо поддерживать предпринимателей не только словом, но и делом.

Мария Полякова Фото: Дмитрия Волкова

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен