• Город
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
  • Город
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
«Портрет жениха» Сергея Грибкова в коллекции Дальневосточного художественного музея
Сайт ХабИнфо
Дальневосточный художественный музей

«Портрет жениха» Сергея Грибкова в коллекции Дальневосточного художественного музея

13 августа, 2020

В постоянной экспозиции Дальневосточного художественного музея находится полотно кисти Сергея Ивановича Грибкова «Портрет жениха», написанное в 1892 г. Работа поступила в музей в 1932 году. сергей грибков художник

Сергей Иванович Грибков – русский художник-жанрист, исторический живописец, мастер бытового сюжета, портретист, иллюстратор литературных произведений, автор росписей храмов. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у М. И. Скотти и А. Н. Мокрицкого. В 1852 году был удостоен звания неклассного художника исторической живописи. Сергей Иванович Грибков – самобытный художник второй половины XIX века, воспевший в своих работах красоту русских обрядов и семейных традиций.

«Портрет жениха», вероятно, является авторским повторением полотна «Борис Годунов показывает своей дочери Ксении портрет жениха – принца датского герцога Иоанна», созданного в 1876 года.

Перед нами – прекрасный образец исторической живописи конца XIX века, изображающий один из этапов русского свадебного обряда – смотрины. Но смотрины необычные.

Мы видим комнату русского терема со сводчатым потолком, росписью на стенах, изразцовой печью, дорогим восточным ковром – все это создает впечатление достатка и роскоши.

В центре композиции две женские фигуры: вероятно, это Мария Скуратова-Бельская, мать царевны и сама царевна – Ксения Годунова. Природа щедро одарила царскую дочь красотой: согласно словесным портретам, оставленным современниками, Ксения была стройна, «телом изобильна», румяна, белолица и черноброва, а черные волосы, заплетенные в косы, «аки трубы, по плечам лежаху». сергей грибков художник

Красивая и образованная девушка могла составить счастье любой коронованной особе. Царь Борис, желая упрочить свою власть, планировал выдать ее замуж за иностранного принца, если тот примет православие и останется жить в России. Одним из претендентов на руку и сердце Ксении стал брат датского короля принц Иоанн. «Иоанн королевич» был не только благороден и богат, но был молод, красив и умен. Именно его портрет, стоящий на столе, рассматривает потенциальная невеста. Обычай обмениваться свадебными портретами, чтобы будущие супруги могли увидеть друг друга до момента личной встречи, был довольно распространен в прошлом.

На лице девушки видно легкое смущение, она не может отвести глаз от портрета Иоанна, любуясь его молодостью и радуясь, что сможет быть счастлива, не переча отцовской воле.

На переднем плане мы видим сидящего в кресле царя Бориса, который смотрит на реакцию дочери. Вся его поза, черты его спокойного лица говорят об уверенности в себе, властности и силе воли.

Художник с удивительной точностью изобразил чувства отца, смотрящего на дочь. В его взгляде читаются и гордость, и нежность, и скрытая радость от того, что всё складывается так замечательно: нашёлся жених, и Ксения довольна, и наконец-то Европа перестанет коситься на «ненастоящего» царя. Говорящие детали дают картине дополнительную глубину. Выставленная вперед нога и правая рука, которой он опирается о ручку стула, словно говорят о его готовности вскочить с места, чтобы приголубить будущую принцессу. сергей грибков художник

Необходимо отметить высокую степень исторической достоверности картины. В первую очередь обращают на себя внимание роскошные наряды персонажей – кафтаны, кушаки, сарафаны, кокошники. С удивительным мастерством переданы физические качества бархата, шелка и парчи, драгоценных камней, жемчуга и золота. В этом произведении автор стремится к детальному изображению древнерусского быта, он правдив в изображении убранства, аксессуаров, обстановки в целом.

Многочисленные узорчатые сундуки и ларцы, тщательно выписанные художником, необходимы были невесте для того, чтобы складывать в них приданое. На Руси девушки всех сословий умели шить, вышивать и прясть. Ксения Годунова была искусной вышивальщицей, продолжательницей традиций лицевого шитья. Она вышивала картины золотыми и серебряными нитками, драгоценными камнями и жемчугом по шелку и бархату. В музее Троице‒Сергиевой лавры сейчас хранятся две вышивки, выполненные царевной в период сватовства.

Справа, в углу, мы видим пяльцы с вышивкой, а на столике рядом – шкатулку с принадлежностями для рукоделия, ножницы, катушку ниток. Рядом с пяльцами мы видим кошку, играющую на полу с ниткой отложенного шитья, и присутствие этого домашнего питомца создает атмосферу радости происходящего события.

Сергей Иванович смог мастерски передать эмоции всех присутствующих. Именно семейные трогательные и глубокие чувства более всего важны для художника. Чтобы ни случилось дальше, сейчас личные интересы сошлись воедино, поэтому легко и радостно всем участникам.

Грибков в своем произведении очень достоверно и убедительно сумел воскресить позабытую эпоху – XVII век. Стремление к исторической достоверности в изображении деталей в полотне соединяется с фантазией и воображением живописца, а это сообщает полотну необыкновенную поэтичность.

Наталья Негода,
лектор-экскурсовод ДВХМ


  • Материал по теме: «Дулёвские плясуньи из коллекции ДВХМ»
  • Теги
  • ДВХМ
  • искусство
  • культура
VKontakte

habinfo.ru

Интернет-журнал Хабаровска

Больше интересного!

Проблемы атрибуции обрядово-ритуальной скульптуры в ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Проблемы атрибуции обрядово-ритуальной скульптуры в ДВХМ

Театральный художник Лев Бакст в ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Театральный художник Лев Бакст в ДВХМ

«ШУМ» в музее Дальневосточный художественный музей

«ШУМ» в музее

Видеоэкскурсия
Фотогалерея
  • Город
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Вернуться к началу
Новости в соцсетях
О нас

«ХабИнфо»: интернет-журнал города Хабаровска

Учредитель: ООО Издательский дом «Гранд Экспресс». Главный редактор Мишин Владимир В.

E-mail: habinfo4212@gmail.com, тел. 8 (4212) 47-55-48.

Любое использование либо копирование материалов, подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается с письменного согласования с администрацией сайта и прямой индексируемой гиперссылкой на сайт Habinfo.ru.

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

  • Конфиденциальность
  • Соглашение
  • Контакты
  • Реклама
  • О нас
© Сетевое издание ХабИнфо.ру. 16+
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69466 от 25 апреля 2017 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.