Коллекция декоративно-прикладного искусства Дальневосточного художественного музея богата и разнообразна. Помимо изящных и утонченных предметов XVIII–XIX веков, в ней представлены и работы мастеров ХХ века. Особой популярностью и интересом у гостей музея на каждой выставке советского фарфора пользуются статуэтки второй половины ХХ века отечественных фарфоровых заводов: ленинградского, дулёвского, конаковского. Это неудивительно – у многих эти статуэтки были частью интерьера, бережно хранимого бабушками. фарфоровые статуэтки

В коллекции Дальневосточного художественного музея есть две задорные танцующие девушки, выполненные в конце 1950-х годов на Дулёвском фарфором заводе.

Этот завод – крупнейшее советское, а затем – российское, предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора, расположенное в городе Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского района Московской области.

Фарфоровые статуэтки в коллекции ДВХМ

Основан завод в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым в пустоши Дулёво (с 1937 года – город Ликино-Дулёво). За первые 20 лет работы предприятие стало одним из ведущих производителей фарфоровых изделий в России. В 1864 году наследником завода становится Матвей Сидорович Кузнецов, во времена управления которого предприятие достигает наибольшего своего развития. С 1887 года дулёвский завод входит в основанное Матвеем Кузнецовым «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий». Изделия завода в этот период отличаются технически безупречным исполнением.

К концу XIX века Кузнецовы создали фарфоровую империю, годовой оборот которой составлял 75% дохода всей российской фарфорово-фаянсовой промышленности. В 1902 году М. С. Кузнецов был включен в почетный список поставщиков Двора Его Императорского Величества. Стипендиаты Кузнецовых были в Строгановском училище и в школе Общества поощрения художников. В 1918 году, после Октябрьской революции, завод был национализирован и переименован в Дулёвский фарфоровый завод имени газеты «Правда». Тот период привнес новое в стилистику дулёвского фарфора. В качестве декора на изделиях размещались революционные символы страны. Художественное оформление фарфора было построено на динамике композиций с использованием ярких, контрастных цветов, изображений советских лозунгов и эмблем, символизирующих революционное обновление жизни. Но большая часть массовой продукции декорировалась в соответствии с самобытными народными традициями по старым образцам. К обновлению и расширению производства приступили только в 30-е годы. С этого времени начинается постепенное превращение Дулёво в подлинный центр фарфора.

Успех сопутствовал дулёвскому фарфору на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где заводу был присужден Диплом Гран-при.

Триумфом стало участие завода во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Жюри выставки наградило Дулёвский завод золотой медалью, а все работы художников и скульпторов, представленные на ней, получили награды разного достоинства. Медали Гран-при была удостоена работа скульптора Алексея Георгиевича Сотникова «Сокол». Впоследствии графическое изображение этой скульптуры стало торговой маркой завода.

К концу 1950-х годов дулёвцы постепенно переходят к манере росписи своих изделий, в которой отчетливо нарастает декоративно-эмоциональный момент, широко используются в росписи мотивы русского фольклора и народного орнамента, яркая контрастная палитра, с преобладанием столь характерных для дулёвского фарфора оранжево-красного, зелёного и синего цветов. В наши дни завод продолжает работать и является крупным заводом России по выпуску фарфора.

Клеймо Дулевского завода

Статуэтки из коллекции музея были выполнены по модели ведущего скульптора завода – Бржезицкой Асты (Августы) Давыдовны (1912–2004). Интерес к пластике у будущего скульптора появился довольно рано. Почти все свое свободное время дома и в школе девочка что-нибудь лепила из пластилина. В 1935 году она поступила вольнослушателем в МХПТ им. М. И. Калинина, где училась в классе скульптора-керамиста Б. Н. Ланге, который в те года курировал работу Гжельских артелей. Больше всего будущего скульптора интересовали рисунок и композиция. Также в ходе обучения девушка брала моделей, чтобы совершенствовать навыки лепки с живой натуры.

В 1937 году Аста Давыдовна поступает на факультет монументальной скульптуры МГХИ им. В. И. Сурикова. На втором курсе обучения будущий скульптор выбирает своим местом для занятий фарфором крупнейшее в стране предприятие по его производству — Дулёвский фарфоровый завод. И вот уже 1938 году она и несколько других студентов отправляются на этот завод проходить практику, где в живописной мастерской работали первоклассные специалисты еще старой «кузнецовской» школы: И. Г. Коньков, А. И. Прохоров, В. П. Мысягин. Ф. Ф. Маслов, который работал на заводе еще при М. С. Кузнецове, давал ей практические уроки живописи на фарфоре: как набирать краску, как класть мазок, какой должна быть глазурь, как строить композицию. фарфоровые статуэтки

В годы Великой Отечественной войны А. Д. Бржезицкая уехала в эвакуацию в Красноярк, где вступила в ряды местного отделения Союза Советских художников. В этом городе в 1942 году она приняла участие в своей первой художественной выставке, а в 1944 году окончила Московский государственный художественный институт, выполнив в качестве дипломной работы на Дулёвском заводе скульптурный портрет адмирала Ф. Ф. Ушакова. В 1945 году её принимают туда на работу в качестве скульптора. фарфоровые статуэтки

Ощущая преемственную связь с заводскими традициями, Аста Давыдовна настойчиво стремилась найти свои темы и отвечающий им образный язык. Более полувека она без устали занималась своим любимым делом — созданием фарфоровой скульптуры: многочисленных статуэток на тему литературных и сказочных сюжетов, театра, циркового искусства, музыки, животных. «Фарфоровый народец» - так она сама называла свои скульптуры. Отдельной строкой в творчестве А. Д. Бржезицкой проходил интерес к воспроизведению в фарфоре сцен повседневности, так называемые жанровые сцены. Ей очень хотелось запечатлеть моду и характер общения своего времени, выражение лиц своих современников, психологическое состояние героев.

Две небольшие фарфоровые фигурки из музейного собрания отличаются живой пластичностью. Закрученные в вихре танца юбки передают музыкальный ритм и настроение праздника и веселья. Танцующие девушки являются частью триптиха «Русский перепляс», третьей фигурой должна быть – фигура парня-баяниста. Сотрудники музея не теряют надежды на ближайшее пополнение музейной коллекции и восстановление этой знаменитой фарфоровой группы.

Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен