С Пушкиным на дружеской ноге. Как редакция «Хабинфо» вспоминала произведения классика
6 июня день рождения великого русского поэта Александра Пушкина, 225 лет. В нашей стране его отмечают как Пушкинский день России, который еще называют Днем российской словесности. И все это действительно Пушкин. Помните, наверное, из школьной программы, что именно с Пушкина начался современный русский язык. Так говорили в ХХ веке, а сейчас? Гений все так же находит отклик в душах?
Оказалось, что не всем сотрудникам близка фраза: «Пушкин — наше всё», — не все готовы потратить на него собственное время. Другие же, добросовестно перечитав, готовы на самую бурную критику.… Впрочем, есть среди нас и те, кто несет любовь к Пушкину через всю жизнь. В общем, у каждого свои отношения с классиком.
Владимир Мишин, редактор «Хабинфо»:
«Пушкин» — имя нарицательное. В России много талантливых писателей, но фамилия Александра Сергеевича вызывает особое ощущение. Я бы даже сказал волнение. Думаю, каждый человек, живущий в нашей стране, припоминает фамилию писателя. И не раз, и по разным поводам. «Я что, Пушкин, что ли, — всё знать?». Вот, даже во всезнающего записали…
Произведения для взрослых Александра Сергеевича я читал очень давно, а вот любимые многими сказки — перечитал совсем недавно. Чего только стоит «Сказка о рыбаке и рыбке» (0+). Сам я с большим удовольствием перечитывал сыну наполненную глубоким смыслом сказку, но вот ребенок оценил её совсем иначе.
Ну, непонятен многим современным детям мелодичный язык автора. Приходилось объяснять значения слов, которые в третьем тысячелетии дети уже не понимают. Да что дети, я сам некоторые слова «гуглил».
Однозначно скажу, Пушкина читать надо! Всем! Премудрости его произведений никогда не устареют. И очень жаль — многие с возрастом забывают мораль сказок, которые читали в детстве.
Светлана Калинина, редактор газеты «Солнышко»:
Литературные круги оценивают знакомство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина как необходимость для истинных ценителей русской словесности. Лично у меня знания о творчестве Пушкина ограничены школьными уроками литературы. Однако я не могу не упомянуть его поэму «Евгений Онегин» (16+).
Пушкин, безусловно, был одним из величайших русских писателей всех времен. Одним из важнейших аспектов творчества Пушкина является его прекрасный язык и стиль написания. Его стихи особенно замечательны, они проникают в душу и оставляют незабываемое впечатление.
Осознаю ограниченность своего знакомства с творчеством Пушкина, но всегда признаю его вклад в мировую литературу и стараюсь расширять свои знания о его произведениях. Возможно, в будущем я найду время и вдохновение, чтобы углубиться в его творчество и открыть для себя всю его великолепность.
Марина Прокопьева, фотокорреспондент:
Александр Пушкин гениальный поэт, но я больше люблю не его стихотворные произведения, а прозу. Есть в его творчестве удивительный опыт — цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (16+), состоящий из пяти повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина.
Пять произведений цикла: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» — рассказывают нам романтичные истории из жизни людей. Как дворянского сословия, так и простого происхождения. Истории эти о любви и горе, счастливых случайностях и нелепостях, странных розыгрышах и порой глупых смертях. В них отражается целая эпоха начала XIX века. И героям невозможно не сопереживать.
Ирина Климченко, редактор газеты «Анонс»:
В квартире тихо — время близится к полуночи. В маленькой комнате горит свет. Удобно устроившись в кровати, девчонка разложила поверх одеяла большущую книгу и читает взахлёб, перелистывая страницу за страницей. И только иногда поднимает голову и чутко прислушивается к тишине: все спят…
Даже сейчас, спустя много-много лет, любое упоминание о произведениях Александра Пушкина возвращает меня в то далёкое время. Было мне лет десять, и читала я всё подряд, что в руки попадётся. Большой том с произведениями Пушкина моему отцу подарили, когда он ещё в институте учился. Книга хранится в нашей семье и по сей день. Я не помню, чтобы я читала в ней прозу. А вот поэзия завладела тогда мной целиком и полностью. Но ни сейчас, ни, тем более, тогда я так и не смогла понять, почему и чем больше всего меня привлекла поэма «Цыганы» (12+).
«Старый муж, грозный муж, Режь меня, жги меня; Я тверда, не боюсь Ни ножа, ни огня», — именно с тех пор я запомнила эти строчки, а вот сам романс услышала, уже будучи взрослой.
Читая «Цыганы» в детстве, я представляла себе несчастную красивую девушку и злобного старикашку рядом с ней. И всё время плакала, перечитывая строки, где муж убивает Земфиру и её возлюбленного.
Как-то так получилось, что во взрослой жизни перечитать поэму «Цыганы» я взялась только сейчас. И боялась, что детские впечатления растают под грузом жизненного опыта. О счастье, не растаяли! Однако открытие для себя я всё-таки сделала. Оказывается, муж Земфиры Алеко совсем не старик, каким я его представляла, а мужчина в самом расцвете лет.
Конечно, уже сейчас, опираясь на прожитые годы, можно разобрать «по косточкам» всё произведение и решить, кто прав, кто виноват. Но... Не хочу. Потому что по-прежнему, как в детстве, захотелось всплакнуть над судьбой молодой цыганки и мысленно уйти вслед за табором, отринув все условности. В степь. На свободу…
Дмитрий Судаков, редактор газеты «Хабаровский Экспресс»:
«Дубровский» (16+) меня выбесил еще в школе. Поймите правильно: Пушкин — чудесен. Но чудесен как поэт: открываешь любой том с его стихами, и даже если это подражание каким-нибудь латинским образцам и половина слов и образов просто непонятны (даже со словарем), однако легкий бег пера, игру строф и созвучий, напевность инстинктивно почувствует любой!
С прозой — сложнее. Скажем, «Повести Белкина» (16+) вполне можно перечитывать, и не раз, однако и тут ирония и гений поэта словно скованы пресными прозаическими оковами.
А уж «Дубровский» стартует тягомотно, к примеру, автор, борец за «реализм» (актуалочка начала ХIХ века) и вовсе влепляет на пять страниц настоящий судебный документ о тяжбе двух помещиков, после чего ненавидишь не беспредельщика помещика Троекурова, а тов. Пушкина А.С., классовую мысль которого надо раскрыть «любимой» училке.
Впрочем, затем «разбойничий роман» о неуловимом мстителе раскочегарился, но тут — снова облом. Мало того что Вова Дубровский передумывает мстить разорителю и убийце отца (что?!) во имя любви к Маше Троекуровой, у него и с романом вышла полная лажа: на свадьбу возлюбленной с пожилым графом главарь шайки тупо опоздал, ну и получай — мол, я другому отдана и буду век ему верна…
И сам роман, оказывается, не закончен, соорудив за четыре месяца два тома, Пушкин, как сообщали нам в школе, дескать, отвлекся на другую тему и сочинил в итоге еще более тягомотную «Капитанскую дочку» (12+).
И вот прошли годы, теперь уже сыну выпал тяжкий жребий анализировать «Дубровского». Пришлось перечитать вместе с ним первый прозаический роман Пушкина. Поделился в соцсетях мнением, мол, рад, что совпал с Анной Ахматовой, которая тоже считала произведение лажей, написанной на потребу толпе. И тут же напоролся на дружный отклик «френдов»: это же настоящий, увлекательный боевик, почти вестерн, где крестьяне Кистеневки — дикие индейцы, Маша — девушка в беде, Вова — классный супергерой, заваливший медведя, и так далее.
Пришлось вновь погрузиться в объяснения учебника и критиков, навязывающих школьникам «актуальность темы крестьянских бунтов», «пародийный взгляд автора на романтические коллизии», а также необходимость г-ну Пушкину заработать и хоть немного погасить многочисленные долги.
Ребята, но если Александр Сергеевич действительно так хотел «бабок», то чего он бросил свой коммерческий безымянный хит на полпути и даже не думал его публиковать? Вышел «Дубровский», названный так издателями, лишь через четыре года после убийства поэта, в 1841-м!
Как по мне, в школе не надо глубоко погружаться эту фигню и портить себе вкус, а если и изучать, то вкупе с «Капитанской дочкой» и «Историей Пугачевского бунта» (16+). Ведь это лежит на поверхности: во всех трех произведениях фигурирует бунт, и есть дворяне-отступники, или, как выражаются ныне, «предатели» своего класса.
А еще уж совсем личный мотив связан с воспетым «Любэ» заячьим тулупчиком, которым Гринев спас жизнь Пугачеву. Можно ведь вспомнить и легендарного зайца-русака, который, перебежав дорогу саням суеверного поэта, отвратил того от поездки в Питер в декабре 1825 года.
Что, в общем, и к лучшему. Хотя проза об этом травмирующем событии всей жизни Пушкину, на мой взгляд, не удалась, но осталось множество гениальных стихов, в том числе, чудесный «Евгений Онегин», которого я регулярно перечитываю без всяких требований школы.
Наталья Сорокина, менеджер-координатор:
Наверное, нет тех, кто не знает, кто такой Пушкин. Не читал его романы, поэмы, стихи и, конечно же, сказки. Я не очень хорошо помню себя в дошкольном возрасте, но помню, как мама читала мне «О попе и его работнике Балде» (6+), «О мертвой царевне и семи богатырях» (6+), «О рыбаке и рыбке» (6+). А когда в телепрограмме значился фильм или мультфильм по произведению классика, родители освобождали для нашего с братом просмотра телевизор.
Будучи уже школьницей, я более тесно познакомилась с произведениями классика русской литературы. Правда, лишь в рамках школьной программы. Мама только в первые пару раз помогала учить стихи, дальше я сама справлялась. А сказки и так знала наизусть.
С удовольствием читала и учила стихотворения, даже выбирала подлиннее. Но все это длилось до тех пор, пока брату, а я старше его на два года, не задали в школе выучить стихотворение Пушкина «Зимний вечер» (6+): «Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя…»
О, это стихотворение вся наша семья, а, возможно, и соседи, запомнили на всю жизнь. Попробуйте прочитать быстро каждую из строк со злобой в голосе, одновременно шипя, ревя, крича и глотая буквы. Вот так учил «Зимний вечер» мой брат.
Сначала было смешно, затем стало не до шуток. Вся семья собралась помочь брату выучить стихотворение. В итоге все переругались. Кто-то защищал брата, кто-то решил, что техника заучивания неправильная, и предлагал свою, спорили и кричали уже взрослые. Кошмар длился несколько часов. Родственники расходились по комнатам, перекрикиваясь друг с другом.
Чем все закончилось, уже не помню, но Пушкина в тот вечер лично я тихо ненавидела, поскольку пришлось делать уроки под завывание брата и крики взрослых. Следующие стихотворения у брата шли легче, но, возможно, я просто не попадала на новый концерт.
Ольга Ушакова, редактор газеты «Хабаровский пенсионер»:
В моей домашней библиотеке собрание сочинений Пушкина, 15 томов, занимает почетное место. В свое время я прочитала их почти все, включая дневники и письма. А вот исторические изыскания классика почему-то прошли мимо меня. Этот пробел я и решила восполнить к 225-летию поэта. По принципу: надо — значит надо.
«Историю Пугачева» (16+), при жизни Александра Сергеевича опубликованную под названием «История пугачевского бунта» (сам император Николай I поправил), современники встретили прохладно. То ли дело «Капитанская дочка»! Поддавшись предвзятости, я в третьем тысячелетии сняла с полки 12-й том с мыслью: а что же все-таки в «Истории…» не так?
И — зачиталась. Причем увлекло даже не развитие событий Пугачевщины, а то, как классик их описывает: короткие предложения, минимум прилагательных, простой язык. Мне, уставшей от казенщины современных СМИ, документальное произведение Пушкина пролилось бальзамом на душу.
Вот, к примеру, как заканчивается первая глава, в которой рассказывается о предпосылках восстания Пугачева: «Все предвещало новый мятеж. Недоставало предводителя. Предводитель сыскался». Предельно коротко и предельно ёмко.
Далее, от страницы к странице, меня буквально лихорадило от динамизма событий. Лаконичным ровным слогом Александр Пушкин сумел передать и метания Пугачева, и неспособность гарнизонов в крепостях дать отпор разбушевавшейся стихии, и народные страдания, и смерти, и возмездие — всё.
А в подкорке пульсировало пушкинское же: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Но это уже в «Капитанской дочке» (12+). Ее я тоже перечитала. И не поняла современников поэта. На мой взгляд, роман проигрывает документальной «Истории…»
Кстати, у «Капитанской дочки» есть пропущенная глава, а в ней продолжение цитаты: «Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Вот таким на сей раз оказалось мое свидание с русским поэтом. И историком, который многого не успел.
Кстати, о поэзии. Одна из самых любимых пушкинских поэм у меня — «Медный всадник» (12+). Тоже написано по реальным событиям. И пробирает насквозь. Но перечитываю я его редко — долго потом с эмоциями справиться не могу.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен