Репертуар пополнился ещё одной постановкой из золотой классики — драмой по мотивам рассказа Антона Павловича Чехова «Дама с собачкой» (18+).

У каждого, кто знаком с произведениями Чехова, своё отношение к этому писателю. Кто-то восторгается его рассказами, кто-то обожает пьесы, одни любят почитать на досуге сборник его произведений, а кто-то не пропускает ни одной постановки или экранизации по мотивам его творчества. Обратились к классику и в Хабаровском театре драмы. Только вот прочтение его оказалось совсем необычным и максимально приближенным к современности.

А что там по сюжету?

Рассказ «Дама с собачкой» (12+) Чехов написал в 1898 году. История стара, как мир — курортный роман двух несчастливых в браке людей. Москвич Дмитрий Дмитриевич Гуров и Анна Сергеевна фон Дидериц (та самая дама с собачкой) встречаются в Ялте, куда оба приехали на отдых. Через неделю после знакомства между ними завязывается роман, который разгорается в настоящие неподдельные чувства.

Гуров возвращается в свой обычный привычный московский мир, но тоска по Анне Сергеевне не даёт ему жить, как прежде. И он отправляется в город С., где живёт его возлюбленная. Встретившись в местном театре, они договариваются, что Анна Сергеевна приедет в Москву. Так и продолжается их жизнь: редкие тайные встречи в гостинице и надежда, что всё в их жизни изменится в лучшую сторону. Ведь они нашли свою настоящую любовь.

Могло быть такое в нашем современном мире? Да сколько угодно! Наверное, именно поэтому белорусский драматург Дмитрий Богославский и соавтор сценария и режиссёр спектакля из Иркутска Дмитрий Акимов перенесли чеховский курортный роман в наши дни.

— Разговор пойдёт серьёзный, на тему что такое супружество, что такое измена, как через это пройти. Фокус будет направлен на женскую историю. И одним из главных героев вдруг выйдет невидимый у Чехова персонаж — жена Гурова, которая уже прошла через опыт супружеской измены, — рассказал в одном из интервью Дмитрий Акимов.

Всё начинается с того, что через три года после отношений Дмитрия Дмитриевича с Анной Сергеевной супруги Гуровы идут на приём к психологу. На этом настояла жена, когда поняла, что для мужа это не просто очередная интрижка на стороне, а настоящие чувства. Ни он, ни она не в силах справиться с ситуацией самостоятельно. И если женщина сразу более открыто рассказывает о живущей в ней боли, то мужчина с трудом переступает через своё эго, чтобы поведать о себе. Но воспоминания заставляют его вновь пережить всю гамму чувств «курортного романа» и последующих затем отношений.

Актёры и роли

Удивительно, но всю эту боль главные герои не только донесли до зрителя, но и смогли пропустить её через каждого сидящего в зале. И каждая обманутая женщина, и каждая влюблённая, и каждый мужчина, не важно был ли он сам в такой ситуации или не был, ощутили эти чувства, как ток по нервам. И показалось, что это не семейная пара пришла к психологу, а каждый присутствующий побывал на облегчающем душу сеансе психотерапии. Кто-то потихонечку шмыгал носом, кто-то нервным смешком прикрывал своё волнение, но равнодушным не остался никто.

Отношения в «любовном треугольнике» — Дмитрий Дмитриевич Гуров (Александр Курносов), его жена Варвара Михайловна (заслуженная артистка Хабаровского края Анна Чеботарёва) и Анна Сергеевна фон Дидериц (Татьяна Малыгина) — делают особенно реалистичными второстепенные персонажи, одним из которых стал муж Анны Сергеевны (Сергей Гвинеев). Влюблённый в Анну не меньше, чем Дмитрий, он может быть и не прощает ей измены, но не отпускает её, мечтая о том, чтобы и в их семье когда-нибудь появились дети, коих у супругов Гуровых трое.

Старшая дочь (Наталья Фёдорова) — уже вполне самостоятельная девушка. Она учится в институте, устроилась на работу и мечтает уйти от родителей, только чтобы не слышать и не видеть ежедневные скандалы и ссоры. Она знает об изменах отца и даже пытается как-то достучаться до него, вспоминая счастливое детство, где папа был самым настоящим героем-спасителем, но…

Сыновья же спрятались от обыденности за своими телефонами и постепенно становятся равнодушными к «играм» взрослых. Папа ничего не привёз с курорта в подарок? Ну и ладно. Зато взамен денег дал.

Знакомая ситуация? Увы, да. И именно в этих совсем небольших эпизодах и раскрывается вся трагедия семьи. Ведь недаром психолог (Анастасия Зарецкая) говорит Варваре Михайловне: «Только не втягивайте в свои отношения детей».

Мальчиков сыграли дети актёров Михаил Гаврилов (сын Анастасии Зарецкой) и Платон Малыгин (сын Татьяны Малыгиной). И если для Платона это уже далеко не первая роль, то для Михаила это дебют на большой сцене.

Ещё одной дебютанткой в театре драмы стала собачка по кличке Нами — питомец помощника режиссёра Екатерины Асецкой и актёра Алексея Малыша. Четвероногая артистка блестяще справилась со своей ролью.

— Вообще я больше кошатница, чем собачница, у меня две кошки, собака же — это совсем другая энергия, к ней нужно пристроиться, чтобы она тебя полюбила, слушала. Мне хозяева говорят быть построже с ней, а мне это совсем непривычно, — рассказала в интервью Татьяна Малыгина.

Но репетиции даром не прошли, и дуэт «дама с собачкой» органично лёг в узнаваемую, несмотря на современную интерпретацию, чеховскую канву.

— Когда в прошлом году я приехал делать эскиз по «Даме с собачкой», у меня не было видения, как это делать. И когда буквально за вечер была написана инсценировка именно в ключе «сегодня и сейчас», мне пришла мысль, что история-то достаточно кинематографичная и обойтись каким-нибудь театральным приёмом типа игрушки здесь не получится. Дама у нас с собачкой, и собачка нужна. Актриса нашлась волею судеб. Я спросил у сотрудников театра, есть ли у кого-нибудь собачка, и появилась Нами, — рассказал режиссёр в интервью на «Авторадио — Хабаровск».

А коробки зачем?

Необычными в спектакли оказались и декорации и освещение — минимум мебели и много-много коробок. Из коробок достаются вещи. Коробки переставляют, меняют местами и постепенно уносят, оставляя под конец пустую сцену. И каждую линию отношений героев, как прожекторами, высвечивают отдельные лучи. Именно так увидели спектакль художник-постановщик Лилия Хисматуллина из Уфы и художник по свету Александр Рязанцев Санкт-Петербурга.

Выходя после спектакля из зала, зрители не только делились впечатлениями о самом спектакле, но и размышляли о том, что режиссёр хотел сказать именно декорациями.

— Коробки — это временные отрезки. Вот так живёшь-живёшь, время проходит, и остаётся одна пустота, — считали одни.

— Да все мы живём вот в таких вот коробках. Чувства, как вещи, достаём, перетряхиваем и складываем обратно, — отзывались другие.

Так или иначе, но, несмотря на свою необычность, спектакль «зацепил», заставил думать. И, может быть, кому-то поможет пересмотреть свои отношения и сделать шаг навстречу друг другу. И если это будет даже всего одна семья — уже немало…

В ТЕМУ:
«Второй Чадаев, мой Евгений»… премьера оперы Хабаровского музтеатра

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен