Книжный чек-лист редакции «Хабинфо»
Вы не знаете, почему так быстро летит время? Кажется, только еще вчера была золотая осень, мы рассказывали, что читали знойным летом… И на тебе — на дворе морозный и снежный декабрь, Новый год на носу. Пора подводить итоги.
А наша редакция по традиции рассказывает, что же каждый из нас прочитал осенью. Или — что хотел прочитать.
Разброс вкусов и мнений, прямо скажем, широкий: от рекламных буклетов и кулинарных книг до фэнтези и детской литературы. Да еще и классика на закуску! Ну что, поехали?
Светлана Гузева, дизайнер:
Недавно на полках своего книжного шкафа я нашла книжку «Расскажу вам сказку» (12+) 1991 года выпуска. В детстве мне очень нравилась эта книжка, и я решила почитать ее своему сыну, но в итоге сама увлеклась.
Это сборник европейских легенд и сказок. В нем можно найти испанские, шведские, португальские или французские сказки, легенды о короле Артуре, о Тристане и Изольде и многие другие.
Еще одна книжка из детства, которую я решила перечитать недавно, это «Вампиры. Из семейной хроники графов Дракула-Карди» (16+). Автор — Барон Олшеври.
А теперь представьте. Семейный замок, старый библиотекарь и группа веселых молодых людей. Прошлое и настоящее переплетаются в клубок из тайн и старых записок, дневников и местных преданий, который распутывает Гарри Карди вместе с товарищами. Захватывающее чтиво! И неважно, ребенок ты или взрослый.
Владимир Мишин, редактор сайта «Хабинфо»:
Диктатор — в нынешнее время это слово даже произносить страшно. А читать книги с таким названием тем более. Недавно открыл для себя советского писателя-фантаста Сергея Снегова, который, как оказалось, был под запретом в советский период.
Фантастический роман «Диктатор» (16+) — последнее творение автора. Воодушевившись, я купил книгу в ожидании чего-то фантастически-политического. Но чем дальше читал роман, тем больше замечал не фантастического, а политического и очень реалистического.
Созданный автором мир оказался на втором, да что там, даже на третьем плане. Увы, мне стало скучно уже на первой половине книги. Просто заставлял себя ее читать, а потом понял, что больше не могу и не буду.
Примерно то же самое произошло со мной несколько лет назад, когда я решил прочитать братьев Стругацких и их знаменитый «Обитаемый остров» (12+). Видимо, фантастика не мой жанр.
Алексей Денисов, руководитель компьютерного центра:
«Сталин: главные документы. 1878—1953 гг.» (16+) — это не столько книга, сколько коллекционный альбом, в котором содержится около тысячи документов, фотографий, рисунков и карт с краткими текстовыми расшифровками. Мне как человеку, интересующемуся историей, это солидное подарочное издание вручили на день рождения.
Крайне интересно листать документы, которые, как утверждает издатель, до недавнего времени были засекречены. Книга помогает немного понять, что происходило в нашей стране в так называемый «сталинский период».
В те непростые времена и в условиях масштабных преобразований требовалось принимать жесткие решения. И многие из них Сталин принимал не в одиночку. Из документов видно, что Иосиф Виссарионович был суровым руководителем, но никак не параноиком или кровавым садистом, как его теперь рисуют некоторые СМИ.
Светлана Калинина, редактор газеты «Солнышко»:
Все знают детективщицу Дарью Донцову. Но я читаю ее книжку «Кулинарная книга лентяйки» (16+). И знаете что? Там нет трупов, нашпигованных пулями, зато есть гусь, фаршированный яблоками, экзотические соусы и много всего вкусного! Да-да, не удивляйтесь, это действительно кулинарная книга.
Подружка подарила мне ее на день рождения в далеком 2006 году. Честно говоря, я редко к ней обращалась. Сейчас, когда кулинарные рецепты доступны в интернете, можно найти всё что угодно и без кулинарной книги.
Но однажды взяв в руки книгу от нечего делать, я углубилась в ее изучение и поняла, что написана она простым языком, как будто с тобой делится рецептом близкая подруга. Она объясняет, что взять, как лучше смешать, в каком случае рецепт получится вкусней, а в каком — не очень.
И рецепты подобраны из доступных продуктов — не надо бегать по всем магазинам в поисках какого-нибудь эксклюзивного масла или редкой специи.
Здесь можно найти рецепты блюд из мяса и дичи, рыбы. Можно научиться готовить фаршированные овощи, всевозможные соусы, салаты, каши, запеканки, суфле, блюда из яиц и творога. Есть рецепты тортов, пирогов, пирожных и кексов. Даже бутерброды, хотя что может быть проще. И напитки тоже можно научиться готовить по «Кулинарной книге лентяйки» от признанного мастера детективов.
Кстати, в книге есть рецепты для собак — как готовить каши четвероногим питомцам. Дарья Донцова большая собачница.
С годами я поняла, что это настоящий подарок, особенно для тех, кто любит готовить, к числу которых я также отношусь.
Ирина Климченко, редактор газеты «Анонс»:
Частенько на ярмарке-фестивале «АмурФест» (12+) в павильоне краевой научной библиотеки я беру книги, которые отдают бесплатно — или списанные из фонда, или кто-то из читателей оставил.
В этот раз на осеннем «АмурФесте» я с удивлением обнаружила парочку изданий из серии «Бестселлеры Голливуда». В одной книге были собраны все части «Один дома» (6+) Джона Томпсона и «Гремлины» (16+) Джорджа Гайпа, а во второй — «Парк Юрского периода» (16+) Майкла Крайтона и «Кинг Конг» (16+) Эдгара Уоллеса.
Я смотрела одноимённые фильмы (некоторые не по одному разу), поэтому очень захотелось почитать и сравнить текст с кинолентой. Надо сказать, книги мне понравились гораздо больше.
Особенно «Один дома» — в моих руках оказались все части романа. Про последнюю, кстати, я вообще не знала и фильм по этому сюжету не видела.
Герой книги мальчишка Кевин Маккаллистер постоянно попадает в разные, хорошие и не очень, ситуации. А с ним и его семья.
В первой части Кевина забыли дома, когда всё многочисленное семейство, включая приехавших родственников, отправилось на Рождество отдыхать в Лондон. Во второй Кевин в аэропорту отстал от отца, сел не в тот самолёт и оказался на Рождество в Нью-Йорке. В обоих случаях есть всё — и семейная психология, и бандиты, с которыми мальчик легко справляется, и хороший юмор.
В третей части семья Кевина переехала в другой город, а сам мальчик подрос и всерьёз увлёкся техникой, превращая обычные игрушечные машинки и самолётики в радиоуправляемые устройства. Благодаря своим игрушкам он и задержал очередную банду головорезов.
В целом книга «Один дома» оказалась повествованием, помогающим просто отдохнуть. Да и подумать здесь есть над чем, особенно взрослым. Так что рекомендую.
Ольга Кузьмичева, корреспондент:
Почти всё, что было прочитано мною этой осенью, оставило внутри чувство глубокого разочарования. Иногда я даже думаю о каком-то проклятии. Ведь надо обладать особым даром, чтобы выбирать книги, которые вызывают в тебе либо раздражение, либо полнейшее безразличие.
Исключением стала повесть Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского» (12+). Даже выдохнула с облегчением: «Неужели я наконец прочитала что-то хорошее?». Хотя, разумеется, очень мрачное.
В первую очередь для меня это серьёзное высказывание о вере. И, как мне кажется, Андреев не собирался говорить о том, что главный герой — плохой представитель духовенства. Наоборот, явные недостатки священника сближают его с прихожанами и показывают, что он точно такой же, как они.
К нему приходят в полном отчаянии и ищут спасения, а Василий не может этого обещать, ведь он не верит в бога — да и не был он никогда его «посланником». И всё же упрямо повторяет: «Его проси!» — но уже не им, людям-теням, а скорее себе.
Интересно и то, что когда он лишается всего, тогда впервые и обретает веру. Призыв «Я тебе говорю, встань!», обращённый уже к мертвецу, а после окончательное крушение надежд героя, находящегося на грани помешательства, — вот что оставляет тебя в ужасе. И ты сам, раздавленный этой обречённостью, смотришь вслед священнику, пока он бежит от мира без бога и от самого себя…
Марина Прокопьева, корреспондент:
Осенью прочитала много книг, и в основном они все были из области фэнтези. Но отдельно хочу выделить книгу для детей из серии «Библиотека начальной школы» — «Самые смешные истории» (0+), которую читала ребенку в качестве сказок на ночь.
Это сборник смешных рассказов от лучших детских писателей СССР, среди которых Василий Драгунский, Леонид Пантелеев, Валентина Осеева, Михаил Коршунов, Виктор Голявкин, Леонид Каминский, Ирина Пивоварова, Сергей Махотин, Марина Дружинина.
Истории веселые, добрые и поучительные: про школу, про детские проказы, про взаимоотношения с родителями, учителями и одноклассниками. Они написаны так, что их интересно читать любому — и младшему школьнику, и взрослому.
Многие наверняка помнят увлекательную историю Драгунского «Тайное становится явным» (6+), когда непоседливый Дениска не хотел есть манную кашу и выкинул ее в окно. Или Леонида Пантелеева «Буква «Ты» (0+) — про девочку, которая никак не могла понять букву «я», и из-за этого слова превращались то в «тыблоко», то в «тыкорь». Обязательно почитайте эти рассказы своим детям и внукам.
Екатерина Подпенко, корреспондент:
Когда редактор поставила всех нас, сотрудников «Хабинфо» (16+), перед фактом, что пора написать отчет о том, что мы читали этой осенью, я призадумалась. А правда, что я читала? Статьи коллег — ну, это по работе. Учебник по математике за седьмой класс — чтобы помочь ребенку решить-таки заковыристую задачу.
Еще была инструкция к стиральной машинке (и почему я не прочла ее раньше, при покупке?). Сюда можно добавить несколько специализированных статей на профессиональную тематику, а еще рекламные буклеты, которые кладут в почтовый ящик.
Одним словом, читала-то я много, а рассказать не о чем. Ни одного художественного произведения за три месяца я так и не открыла. Но я не безнадежна — в закладках у меня лежат несколько книг.
Третья часть трилогии Бакмана «Медвежий угол» (18+), она называется «После бури» (18+). Уж очень меня впечатлила первая история и стиль автора. Как-то мне случайно попала в руки его книга «Тревожные люди» (18+), и после нее я залпом прочитала еще несколько произведений. Великолепно! А еще решила перечитать роман Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки» (16+).
Очень надеюсь, что на новогодних каникулах я наконец-то смогу все это прочитать. И когда в следующий раз редактор снова попросит рассказать о прочитанном (а ведь наверняка попросит), я буду уже во всеоружии и с удовольствием поделюсь впечатлениями.
Дмитрий Судаков, редактор «Хабаровского Экспресса»:
Осенью читалось хаотично. Сейчас, к примеру, изучаю книгу одного из победителей премии «Просветитель» (18+), признанного Минюстом иноагентом, поэтому, увы, в РФ пока доступной лишь через Интернет. Интересно, но очень неудобно.
А вот другого эмигранта, но вековой давности, уже давно рекомендовали, в том числе в этой рубрике, почитать коллеги. Но непосредственным толчком все же стала передача на замедленном хостинге (18+), где другой иноагент вместе с критиком Галиной Юзефович, к счастью, пока не иноагентом, разбирали эмигрантскую прозу Надежды Тэффи. Тут я уже не выдержал, и понял: пора!
Книга, ждавшая своего часа три десятка лет, удивила и порадовала. Да, пишет Тэффи в русле чеховской традиции: глубоко, емко, остроумно и философски. Но при этом, я бы сказал, пронзительнее и порой безысходней, чем Антон Павлович. Еще, конечно, это именно женский взгляд на мир, даже когда это очень детские рассказики.
А порадовало меня не остроумие Тэффи, но неожиданное узнавание: так вот откуда этот сочный язык, формулировки-мемы и примеры-цитаты у любезной моему сердцу и уму Екатерины Михайловны! Так что, надеюсь, это далеко не последняя книга Тэффи, которую я прочитал…
А чтобы хоть немного отвлечься от нашей грустной действительности и эмигрантской язвительности во время отпуска вновь погрузился в фэнтазийные десятитомные «Хроники Амбера» (18+) Роджера Желязны.
Последний раз я перечитывал эти романы тоже лет 30 назад, так что уже забыл основные коллизии приключений принцев Янтаря и Хаоса. И все же в целом — разочаровался. Желязны — великий фантаст и рассказчик, так что героически-мифологический сериал по-прежнему «глотается» быстро, но оставил сейчас не очень приятное послевкусие. Бесконечные дворцовые, постельные и магические интриги разворачиваются вокруг борьбы за власть, а за десятки тысяч погибших по их вине персонажам в лучшем случае неловко. В общем, сейчас не то время, чтобы восхищаться такими кровавыми «героями»…
Ольга Ушакова (Соколова), редактор газеты «Хабаровский пенсионер»:
Спроси меня, что прочитала за осень, и кажется — ничего. Ничего особенного. Так, по привычке, перед сном прочитываю несколько страниц и коплю недочитанное на прикроватной тумбочке. И нет бы сходить в книжный, купить какую-никакую новинку — а я всё топчусь на сто раз перечитанном: ведь вот он, шкаф, набитый классикой от пола до потолка, только руку протянуть.
И я протягивала ее почти не глядя. Так дотянулась до четырехтомника Ги де Мопассана. В молодости, помню, с подружкой им зачитывались, охали да ахали — поражал француз своим реализмом. Любви? Да, любви. Ведь она тоже разная бывает. Одни к ней через высокие устремления приходят, другие — через низменные потребности и пустой кошелек.
Честно говоря, этой осенью к середине третьего тома от Мопассана уже подташнивало, и словосочетание напрашивалось: мерзости жизни. Так добралась до рассказа «Мадемуазель Кокотка» (18+). История простого работяги и приблудной собаки, которую он прикормил-полюбил, но потом вынужден был по настоянию окружающих утопить. Ничего не напоминает?
Да, это вариация Мопассана на тургеневский рассказ «Муму» (6+). После того как французский «Герасим» на почве своего поступка сошел с ума, я сказала себе: ну, хватит! Но при этом вспомнила, что «Муму» читала лишь в школе — а многое ли в том нежном возрасте мы понять способны?
В домашней библиотеке этого рассказа русского классика не оказалось. Я нашла его в интернете, начала читать со смартфона — и оторваться не могла, пока не закончился. Помните, может, как нам в школе говорили: немой Герасим — образ русского народа: молчит и терпит. И всё перетерпит, добавлю я теперь, с высоты жизненного опыта.
В 1852 году Иван Тургенев рассказ «Муму» написал. Правда, его тогда же в царской России и запретили. Мы на пороге 2025-го, а ничего, по большому счету, в характере нашего народа не изменилось. Поэтому, чтобы лучше понимать окружающее и себя, повторю за современным писателем Игорем Волгиным избитую уже фразу: «Читайте и перечитывайте классику». А я, пресытившись бесстыдством Мопассана, пожалуй, продолжу вникать в читаные-перечитанные тургеневские идеалы.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен