Эта постановка посвящена 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и основана на одноимённой повести великого русского поэта. Музыка, звучащая в спектакле, также знакома подавляющему большинству зрителей. Она написана гениальным композитором Георгием Свиридовым к кинофильму «Метель», вышедшему на «Мосфильме» в 1964 году.

Изначально балет задумывался как вторая часть спектакля «Сны Пушкина» (12+), где в первой части должна была прозвучать опера «Евгений Онегин» (12+). Премьеру «Снов» планировали на октябрь. Но огонь внёс свои коррективы.

— Ещё летом мы выполнили большую часть работы, была поставлена хореография, и мы уходили в отпуск с уже фактически созданным спектаклем. Оставалось только пошить костюмы и изготовить декорации, что осенью и сделали. Пожар всё уничтожил. Пришлось всё делать заново, но мне кажется, получилось даже лучше, чем было, — поделился с журналистами художественный руководитель театра, заслуженный артист Хабаровского края Никита Туранов.

Балет пришлось адаптировать к новой площадке — меньшей по размеру. Однако из спектакля не убрали ни одного артиста. Более того, всё действие на сцене проходило под живую музыку, несмотря на то, что в ОДОРА нет оркестровой ямы. Оркестр под руководством дирижёра-постановщика, заслуженного работника культуры Хабаровского края Аси Фурты расположился в самой глубине сцены, скрытый экраном. Там же находились артисты-вокалисты и хор.

— Чтобы дирижёр мог взаимодействовать с артистами, на полу расположили мониторы. По прямой видеотрансляции дирижёр видит, что происходит на сцене, а артисты-вокалисты видят дирижёра. Эту схему мы уже опробовали на восстановленном спектакле «Больше, чем любовь». Конечно, есть определённые сложности, но такая практика оказалось вполне удачной, — пояснил Никита Туранов.

Балетмейстер-постановщик Андрей Крылов

— Так как площадка меньше, чем была в нашем театре, пришлось немного поменять рисунки в танце, потому что мы не помещались в полном объёме. Но всё удалось, всё получилось красиво и адаптировано для этой сцены, — говорит балетмейстер-постановщик, заслуженный артист Хабаровского края Андрей Крылов. — Когда я ставил этот спектакль, я учитывал потребности нашего, хабаровского зрителя, потому что он достаточно искушенный и любящий настоящее искусство, эстетику и красоту. Музыка Свиридова берёт за душу, держит долго и не отпускает. И мне хотелось донести её до зрителя. Я не просто хотел оживить метель, но и углубить каждый персонаж повести, попытаться понять, что чувствуют герои и передать это понимание. Это достаточно тонкая работа и в плане семейных ценностей, и любви, и судьбы. И размышления о том, как какая-то стихия может просто вторгнуться в судьбу человека. В нашей жизни это и сейчас очень важно.

Балета «Метель» как классического, прописанного со всеми канонами спектакля не существует. Его ставили в разные годы на разных сценах страны — в Театре балета Бориса Эйфмана, в БДТ, Иннновационном театре балета (г. Калуга). В 2025 году планируется премьера балета «Метель» в Ставропольском государственном театре оперетты. И нигде вы не увидите одинаковой постановки. Как рассказал Андрей Крылов, у каждого театра авторские спектакли, и каждый хореограф по-своему видит это произведение.

«Метель» Хабаровского музыкального театра — тоже авторский проект, либретто Крылова, его неповторимая постановка.

Неповторимости спектаклю добавляют и использование на сцене вместо обычных декораций видеороликов, созданных специально для постановки питерской видеохудожницей Татьяной Мист. Огромную роль сыграл на сцене и свет, который тоже стал декорацией к балету.

Художником по свету в это раз выступил молодой режиссёр ХМТ, недавно представивший зрителям премьеру «Мцыри» Фёдор Шалагин.

— Я начинал свою карьеру в Петербурге в Большом драматическом театре, где работал профессиональным осветителем. Работа над «Метелью» получилась очень интересная. Свет в данном случае подчёркивает не только характер героев, но и композицию, музыкальную структуру, помогает выделить какие-то музыкальные драматургические оттенки и саму атмосферу. Самое важное, чтобы свет стал частью целого, и чтобы зритель был поглощён художественной целостностью спектакля. Я думаю, мы с этой задачей справились, — сказал Фёдор Шалагин.

Зритель по достоинству оценил всё происходящее на сцене. Каждый по-своему переживал за главную героиню Марью Гавриловну, которую блестяще исполнила лауреат международных конкурсов Александра Рыкунова. Сочувствовал влюблённому Владимиру Николаевичу (Александр Сергеев) и волновались за Бурмина (Сергей Щербаков). И, казалось, всем залом ненавидел красивую, но коварную Метель (Виктория Новикова), которая постоянно вмешивалась в судьбы людей.

— Зрителю нужны разные форматы, и это здорово, но тут у меня просто была радость, как со времен любимых спектаклей. А еще в очереди к гардеробу я слышала, как люди обсуждали спектакль и говорили, что плакали, — поделилась после премьеры амбассадор ХМТ Татьяна Шевцова.

— Балет и опера — редкие гости в репертуаре музыкального театра, но они есть. И в разные годы труппа нашего театра выпускала балеты «Бахчисарайский фонтан» (12+), «Любовь вопреки» (16+), «Ленинградская симфония» (12+). Такая же история и с операми. Были «Паяцы» (12+), «Травиата» (16+), «Любовный напиток» (12+), «Чио-Чио-сан» (12+). Да, спектакль «Сны Пушкина» планировался из двух частей. Однако балет «Метель» стал совершенно самостоятельной полноценной постановкой, а опера «Евгений Онегин» в концертном исполнении выйдет в феврале 2025 года, — отметил художественный руководитель ХМТ.

Сразу после балетной премьеры артисты Хабаровского музыкального театра отправятся на гастроли. При поддержке «Больших гастролей» Росконцерта труппа покажет «Метель» и «Мцыри» в Южно-Сахалинске. В Хабаровске снова увидеть балет можно будет 4 января и 16 февраля.

В ТЕМУ:
Судьбой он был монах… Первая премьера сезона в музтеатре

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен