Знаете ли вы что такое «антипод» и «икарийские игры»? А вот юные циркачи, которые собрались недавно в Хабаровском госцирке, не просто знают, но и умеют лежа жонглировать ногами — и не только предметами, но и людьми!

Три дня шел в Хабаровске II Дальневосточный фестиваль циркового искусства (0+). Он объединил 350 юных участников, но с ними приехали педагоги, тренера и родители, итого почти 500 человек! Всего 19 коллективов из разных уголков региона. Больше всего было хабаровчан (у нас в крае сейчас восемь студий, а в Хабаровском колледже искусств есть цирковое направление) и приморцев, были здесь приамурцы, есть циркачи в ЕАО, в Бурятии и на Камчатке, доехали сюда даже из Красноярского края!

***

Возраст артистов, как шутливо отметила Оксана Машукова, специалист по проектам цирковых студий краевого научно-образовательного творческого объединения культуры: «От пяти до бесконечности, ведь самая высокая возрастная категория у нас 26+».

По ее словам, участников стало больше вдвое больше — по сравнению с первым фестивалем, который провели аж шесть лет назад. Впрочем, Игорь Машуков, глава жюри конкурса и Международной ассоциации дрессировщиков, а еще почетный президент ДВ-ассоциации циркового искусства, припомнил и вовсе историческое событие: «В 1991 году наша ассоциация провела самый первый в России фестиваль циркового искусства, и прошел он на улицах Хабаровска! Главная площадь пестрила талантами, а по улицам парадом прошла шумная кавалькада. В кинотеатрах шли фильмы, посвященные цирку. Вся страна следила за событием. Я счастлив, что и сегодня здесь собралось столько талантливых людей!»

Правда, немного непонятно, что же случилось потом, раз эти праздники проходят так редко? Да, и цирк ныне не вызывает былого ажиотажа, а два десятка коллективов на таком фестивале, вроде не так уж много, клоунов так я вообще увидела мало. У Игоря Машукова свой взгляд на происходящее.

— С появлением новых форм общения, досуга, проявлений себя, цирк очень сильно пострадал, наверное, также, как и все искусство. Он не на том уровне, на котором хотелось бы. Сейчас приходят меньше, потому что время такое, — размышляет он. — Каждый хочет устроиться поудобнее, а цирк этого не любит. Чтобы научиться кидать мяч, знаете, сколько нужно жонглировать? Каждый день, чтобы навык не растерять! А кому это сейчас надо?!

***

И все же есть желающие выйти из-за кулис на опилки арены. Вот Варвара Лопатина, жонглер на булавах из хабаровского коллектива «Ins.art». На арене она оказалась из-за мамы: сначала была воздушным гимнастом, а потом, в связи с травмой, решила попробовать «жонгляж» и сильно им загорелась.

— Здесь быстро сообразить сложно, нужна очень хорошая реакция. Я могу тренироваться от двух до пяти часов в день. Иногда, особенно перед соревнованиями, тренируюсь чуть ли не круглые сутки, даже во сне гоняю номер! Обычные тренировки у нас по два часа, но лимита нет, — рассказала Варвара.

У ее коллеги из цирковой школы Киры Базылевой был немного другой путь.

— Раньше я занималась танцами, а потом загорелась идеей освоить воздушную гимнастику, эта идея привела в цирковую студию. Моя мама очень боится высоты и всегда очень за меня переживает, но у меня все получается! — цитирует Киру knotok.ru. — Я очень хочу пойти в цирковое училище и посвятить этому искусству жизнь!

— А я занимаюсь эквилибристикой уже девять лет. Мое появление в мире циркового искусства произошло случайно. Когда мне было пять лет, мама очень хотела найти какую-нибудь секцию, чтобы я чем-нибудь занималась для поддержания физической активности. И я не знаю, почему выбор пал на цирковую студию. Но я влюбилась в нее всей душой! Да, эквилибристика сложное направление, но главное — не падать духом и продолжать покорять новые высоты, — рассказала нашим коллегам из «МК» Алиса из приморской Находки.

***

А Гран-при фестиваля, по решению жюри, получили как раз приморцы. Точнее — образцовый цирковой коллектив «Веселая арена» детской цирковой школы имени В.М. Агарёва из города Арсеньев.

Впрочем, награжденных было много — соревновались конкурсанты в восьми номинациях: акробатика и воздушная гимнастика, эквилибристика и жонглирование, музыкальная эксцентрика и пластическая акробатика, клоунада и та самая, загадочная номинация «Антипод. Икарийские игры», где жонглируют ногами. Оценивали эксперты такие качества как оригинальность и технику исполнения, артистизм и режиссуру, а также музыкальное и художественное оформление программы.

Всего этого было на арене с избытком, особенно в ходе гала-концерта с участием лучших номеров ДВ-фестиваля. И хочется надеяться, что следующий такой смотр артистам не придется ждать ни шесть лет, ни тридцать три...

В ТЕМУ:
«Театральный Орфей» отмечает юбилей

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен