Выставка фарфора из музея современной истории России открылась в Гродековском
В Хабаровском краевом музее им. Н.И. Гродекова открылась уникальная выставка «Фарфор и время» (6+). Хабаровчане и гости краевой столицы впервые смогут увидеть необычные экспонаты из собрания Государственного центрального музея современной истории России.
Выставку приурочили сразу к двум юбилейным датам, отмечаемым в 2024 году — 100-летию музея современной истории России и 280-летию Императорского фарфорового завода. В экспозицию вошло около 80 произведений уникальных изделий из фарфора, созданных в XX — начале XXI века: посуда, скульптура, шахматы, предметы декора. Среди них работы знаменитых авангардистов Казимира Малевича, Николая Суетина, Сергея Чехонина. И особое место среди экспонатов занимает агитационный фарфор.
— Я очень рада открывать эту выставку и поблагодарить наших гостей, которые не побоялись привезти сюда такую хрупкую и такую очень-очень важную для нас экспозицию, — сказала доктор философских наук, проректор Хабаровского государственного института культуры Евгения Савелова. — Спасибо всем сотрудникам, благодаря которым приходит понимание, что мы не дальний, а культурно близкий Восток. И мне бы очень хотелось, чтобы на этой выставке каждый смог найти что-то своё и почувствовать себя в едином культурном пространстве.
На церемонии открытия главный хранитель Музея современной истории России Валерия Каграманова отметила, что данная выставка — коллаборация двух учреждений: завода, который создаёт изделия, и музея, который их хранит. С момента своего создания Музей современной истории России был тесно связан с этим знаменитым производством. И одними из первых в музейное собрание поступили предметы именно агитационного фарфора конца 1910—1920-х гг., выполненные на Государственном фарфоровом заводе.
— Я очень рада, что мы сегодня открываем выставку «Фарфор и время», и что это происходит в год юбилея Гродековского музея — вот так совпали сразу три юбилейные даты. Данная выставка — путешественник, она уже побывала в Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре и вот приехала в Хабаровск. В каждом музее она смотрится по-своему, везде было своё художественное решение. Здесь, в стенах Гродековского музея, экспозиция получилась такая уютная, домашняя и очень насыщенная экспонатами в этом пространстве, — сказала она.
Также Валерия Каграманова заметила, что Музей современной истории России не впервые сотрудничаем с Гродековским музеем — это уже третья выставка. Как и в прошлый раз, сотрудники двух музеев объединили усилия для совместного творчества, и получился действительно уникальный проект.
Для всех посетителей в этот вечер главный хранитель провела по выставке небольшую экскурсию, отметив, что вся экспозиция условно разделена на несколько частей. Центром выступают два раздела: яркий авангард конца 1910-х — начала 1930-х гг. и противопоставленный ему неоклассицизм 1930—1950-х, сохраняющий актуальное содержание при традиционных классических формах. Они образуют основу советского фарфора и коллекции керамики Музея современной истории России.
В первую очередь она обратила внимание на чайник и две получашки, сделанные по эскизу Казимира Малевича. Конечно, этот чайный набор не функционален, он создан как необычный красивый предмет декора.
Витрина агитфарфора — это подлинные предметы 20-х годов прошлого века. Среди прочих экспонатов — две тарелки с агитационными надписями — авторство Сергея Чехонина. Именно он придумал проводить необычную агитацию, располагая её на посуде. На одной из тарелок надпись: «Кто не с нами, тот против нас» — это подлинный экспонат, который датируется 1918 годом.
Здесь же — предметы, созданные Натальей Данько — самые известные её скульптуры «Матрос со знаменем» и «Работница, вышивающая знамя». Но больше всего всех заинтересовали шахматы Данько «Красные и белые». Детально сделанные фигурки изображают две армии: красных и белых. Примечательно, что пешки белой гвардии — фигурки, обмотанные верёвками. Популярная фраза «Белые начинают и выигрывают» тут явно не к месту. Внимательные шахматисты заметят и ещё одну деталь — шахматная доска здесь неправильная, и фигуры расположены с ориентиром на цифры.
Ещё одна витрина — сталинский ампир 30-40-х годов. Здесь расположилась скульптурная композиция под известным лозунгом: «Спасибо за наше счастливое детство». К ней относится ещё одна работа Данько «Обсуждение сталинской конституции»: вместе собралась большая узбекская семья — мужчины, женщины с открытыми лицами и дети. До революции такого быть не могло, но в советское время все стали равны.
Немало экспонатов выставки посвящены Великой Отечественной войне. Ну и, конечно, «домашняя витрина» — время 60-х, когда статуэтки покупали для красоты, а фарфоровыми предметами обихода не только любовались и хвастались перед соседями, но и использовали по прямому их назначению.
Есть на выставке и более современные экспонаты, связанные с нефтедобычей и электрификацией, с космосом и спортом, а также эксперименты Императорского фарфорового завода — изделия сегодняшнего дня.
— Не передать словами все наши эмоции от выставки «Фарфор и время», — сказал в ответном слове генеральный директор Гродековского музея Иван Крюков. — Этот проект мы не планировали, но очень его хотели. Когда родилась идея этой выставки, все сказали — невозможно, потому что дорого и тяжело. Но спустя пять лет данное событие всё-таки случилось. Обсуждать выставку с директором Музея современной истории России Ириной Великановой мы начали ещё в прошлом году. Сразу возникли вопросы: у кого попросить денег, как мы повезём и т.д. Здесь большую помощь оказали наши друзья — одна нефтегазовая компания. Так появился замечательный проект, который сделан, по сути, для Дальнего Востока. И для нас эта выставка значима, потому что в чистом виде в таких объёмах агитфарфора у нас никогда не было. Это как некое прикосновение к нашему наследию, которым обладают все жители нашей страны, что очень важно для нас всех и для нашего музея в том числе.
Выставка «Фарфор и время» будет работать до 31 января 2025 года в выставочном зале № 4 на 2 этаже.
Как отмечают организаторы выставки, она призвана напомнить об огромной работе тех, кто создаёт произведения искусства в цехах и мастерских, а также тех, кто впоследствии сохраняет их для истории.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен