Судьбой он был монах… Первая премьера сезона в музтеатре
В Хабаровском академическом музыкальном театре состоялась первая премьера этого сезона — музыкальная поэма «Мцыри» (12+). Площадкой для постановки стал Окружной Дом офицеров ВВО. Творческую команду возглавил молодой режиссёр, выпускник ГИТИСа, который в начале 99-го театрального сезона присоединился к коллективу ХМТ, Фёдор Шалагин.
Не забудь про меня…
Михаил Лермонтов и поэма «Мцыри» знакомы каждому из нас со школьной скамьи. Наверное, поэтому и начинается спектакль с обычного урока. Учительница спросила зал: «Ну, кто выучил отрывок из поэмы «Мцыри»?», чем привела зрителей в лёгкое замешательство. Прозвучавшая затем фраза «Лес рук…» словно вернула всех на школьную скамью, особенно когда из зала стала отвечать ученица.
Отвечала невпопад, поссорилась с учителем, ушла с урока… Знакомо? Знакомо. Казалось, что и дальше всё будет продолжаться в том же духе. Ну что можно придумать с поэмой, которую читают уже почти два века? Оказалось, можно.
Сам текст поэмы не отходил от классического. Но его прочтение и исполнение заставили совершенно по-другому взглянуть на это произведение.
Ещё со школы я помню отрывок, который учила тогда наизусть — бой Мцыри с барсом. Но только сейчас, глядя на игру актёров и прямо-таки сумасшедший танец боя, я поняла всю глубину этих строк — метущуюся душу юноши, его терзания, его желание свободы и выбора.
— «Мцыри» — это великая классика. И сегодня тема ответственности за свой выбор, за то, куда ты идёшь и с какими намерениями, как сможешь сохранить в себе человека в наше сложное время, как не выпустить на свободу того самого барса, с которым ты сражаешься, — ключевая идея и ценность этого произведения, — говорит режиссёр постановки Фёдор Шалагин.
Интересной задумкой режиссёра стало разделение поэмы на диалоги — молодого послушника Мцыри (Андрей Кучинский) со старым монахом, каким Мцыри должен был стать (Дмитрий Олейник).
— Для меня «Мцыри» — это и диалог со зрителем, — продолжает режиссёр. — Поставить именно это произведение Лермонтова мне захотелось ещё в институте, когда я заканчивал обучение. Мне интересны его идеи, здесь есть, о чём поговорить. Лермонтов написал «Мцыри» в 24 года, собственно, мне столько же лет. Музыка живёт в каждом его слове, автор пестрит энергией! Поэтому его поэтика позволяет создавать ту самую живость, которая доступна для любого человека.
— Лермонтов — романтик. И встреча с ним у всех проходит по-разному. И есть первоначальное впечатление, и впечатления после повторного прочтения, когда мы начинаем разбираться, задавать вопросы. И мнение меняется, — рассказал артист-вокалист Андрей Кучинский. — Мне изначально произведение не очень нравилось, потому что было неприятно, что Мцыри не удалось уйти, вырваться и жаль, что у него не появилось второго шанса. Потом же, когда я начал разбираться, готовиться к спектаклю, понял — поэма актуальна во все времена. Ведь всегда перед нами стоит проблема выбора, человечество испокон веков решает, как поступить в тех или иных обстоятельствах: сделать шаг в неизвестность или остаться в зоне комфорта.
На сцене — всего два главных героя. И им в течение всего спектакля удалось передать этот удивительный диалог между буйной метущейся молодостью и умудрённой жизненным опытом зрелостью, который идёт во все времена.
В этом помогала и музыка, давно знакомая зрителям — в течение всего спектакля звучали произведения Булата Окуджавы в музыкальной аранжировке, которую специально для «Мцыри» подготовили московский композитор-аранжировщик Кирилл Лазарев и заслуженный артист России, дирижёр Хабаровского музыкального театра Виталий Каракуз.
И, отражая душу метущегося героя, как-то по-особенному зазвучала вдруг окуджавская «Молитва» в исполнении Дмитрия Олейника, заставляя сжиматься сердце и безмолвно молиться вместе со старым монахом: «Дай же ты всем понемногу… И не забудь про меня…».
Премьера после пожара
Спектакль «Мцыри» стал первой премьерой Хабаровского музыкального театра после пожара. Постановка сама по себе уникальна — в музыкальных театрах редко кто ставит поэму, да ещё в таком формате. Ведь изначально «Мцыри» задумывался как камерная постановка для малой сцены. Но в ходе репетиций спектакль адаптировали для большой площадки, несмотря на довольно-таки лаконичное оформление и минимум декораций.
— Когда случился пожар, я стоял рядом с исполнителями главных ролей «Мцыри». Перед нами огонь, а Андрей Кучинский спрашивает: «Ну и когда мы теперь репетировать будем?» Я говорю: «Давай через два дня», — вспоминает Фёдор Шалагин. — И через два дня мы действительно приступили к репетициям. У нас даже сомнений не было, мы не думали, что что-то там отложится. Артисты занимались очень самоотверженно, очень чувствительно, и, я надеюсь, результат нашей работы порадует зрителей.
Премьера состоялась ещё и потому, что в огне не погибли ни костюмы спектакля, ни декорации. На тот момент их ещё не было — только выделили деньги и рисовались эскизы. Режиссёр музыкальной поэмы отмечает, что все службы театра сработали единой слаженной командой, сумев подготовить спектакль в рекордно сжатые сроки. Хотя изначально премьера планировалась на декабрь этого года.
— Во всех сложных ситуациях режиссёр и артист должны репетировать, что нас всегда и спасает. Нынешняя премьера — возможность доказать самим себе и зрителям, что театр жив. Самое важное — нам нужно было сделать спектакль. Ведь это то, ради чего мы живём и работаем, — уверен молодой режиссёр.
Первые шаги
Для Фёдора Шалагина музыкальная поэма «Мцыри» стала дебютом на сцене Хабаровского музыкального театра после окончания ГИТИСа.
Шалагин присоединился к труппе в начале этого театрального сезона. В ГИТИСе он учился по специальности «режиссер музыкального театра» под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, профессора А. А. Бармака.
Родной город Федора — Санкт-Петербург. Там он служил в Петербургской оперетте в качестве осветителя. Как осветитель продолжил свою деятельность в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова.
Его режиссерская копилка пополнялась спектаклями во время обучения. Среди них: опера-фарс А. Колкера «Смерть Тарелкина» (16+), пьеса У. Сарояна «Эй, кто-нибудь!» (16+), инсценировка Дж. Оруэлла по повести «Скотный двор» (16+).
В 2024 году Федор Шалагин стал Лауреатом 6-го международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-Опера».
После успешного участия в таком престижном конкурсе стало поступать множество предложений о работе. В Хабаровском музыкальном театре начинающего режиссёра привлекли работа с молодой командой и возможность реализовывать свои идеи.
Вместе с Фёдором Шалагиным в коллектив театра пришла ещё одна выпускница ГИТИСа Диана Мусина. Она уже выступала перед хабаровскими зрителями в первом после пожара концерте, но участие в полноценном спектакле театра стала для неё дебютом. В «Мцыри» у Дины хоть и небольшая, но характерная роль — строптивой ученицы, не желающей изучать знаменитое произведение.
Дина окончила факультет музыкального театра и это её первый год работы после института.
— У меня была мечта играть именно в музыкальном театре. Узнала, что здесь есть вакансии и подала заявку на кастинг, — рассказывает Дина. — У меня уже сейчас очень много впечатлений от работы с коллективом. Все очень грамотно, точно работают. Без пафоса, без звёздности, без всего наносного и показного. И работа, по моему мнению, на уровень выше, чем у актёров в Москве.
Говоря о премьере «Мцыри», Дина отметила:
— Несмотря на то, что у меня здесь небольшая роль и, как бы, с другой стороны, я очень люблю этот спектакль и благодарна режиссёру за своё участие. Такая постановка нужна и молодому поколению, и старшему. Это не безделушка, здесь есть мысли. А это самое главное.
Что дальше
Ещё до Нового года в театре состоятся сразу две премьеры: балет «Метель» (12+) и музыкальная сказка «Лесные приключения» (0+).
О том, как будет строиться работа над спектаклями, о гастрольной деятельности и многом другом накануне премьеры «Мцыри» коллектив театра говорил на встрече с губернатором Хабаровского края Дмитрием Демешиным.
Встреча прошла в неформальной обстановке в концертном зале Дома офицеров ВВО. Глава региона ответил на вопросы, волнующие сотрудников театра, выслушал их предложения по дальнейшей деятельности учреждения.
На встрече и.о. директора театра Евгения Ремус отметила, что благодаря поддержке правительства, министерства культуры края театр продолжает свою деятельность — коллектив полностью сохранен, фонд заработной платы не уменьшился, деятельность театра адаптирована к настоящим условиям.
— На сегодняшний день уже выстроен график гастролей за пределы региона — в начале следующего года труппа выступит в Кировском театре драмы, Российском институте театрального искусства, театре «Поколение», «Геликон-Оперы», — рассказал министра культуры Дмитрий Кузнецов. — Продолжает оснащаться переданное в оперативное пользование театра здание кинотеатра «Совкино», где размещен творческий состав, переоборудованы помещения для проведения репетиций — обустроены хоровой класс, вокальный класс, балетный класс, зал для оркестра, пошивочный цех, мастерская по изготовлению головных уборов, видеопроекционный участок, звуковой цех.
Конечно же, на встрече не обошли вниманием и вопрос строительства нового здания театра.
— На данный момент эксперты склоняются к тому, что старое здание придется полностью сносить, предстоит масштабный процесс по возрождению театра. Убежден, что важно сэкономить на проекте нового здания, так как стоимость проектов доходит до несколько сотен миллионов рублей. Для этого я предложил за основу взять «живой», то есть уже реализованный в нашей стране проект, а в дальнейшем адаптировать его под специфику нашего региона, — уточнил Дмитрий Демешин. — Министерство культуры представило жителям три визуализации проекта нового здания, провело опрос. Сейчас мне важно услышать ваше мнение относительно архитектурных форм театра, его внутренней составляющей. Ваше мнение приоритетное, так как именно вам предстоит работать в новом здании. Всё постараемся учесть.
Своё мнение на этот счёт выразил заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Хабаровского края Денис Желтоухов. Он отметил: необходимо тщательно продумать внутреннюю часть здания. Это и акустическая среда в концертном зале, и увеличение оркестровой ямы, и большее количество гримерок. Ведь важен не внешний облик нового театра, а его внутреннее наполнение.
Прозвучали на этой встрече и благодарности в адрес правительства Хабаровского края за новые музыкальные инструменты. При этом в министерстве культуры края уточнили, что ожидается не только вторая поставка инструментов, но и планируется продолжать пополнять техническое оснащение театра.
— Вы можете на нас рассчитывать. Постараемся сделать всё, чтобы вам было комфортно, чтобы инструментов было много, чтобы другие волнующие вас вопросы решить. И ваши целеуказания для нас важны. Абсолютно убежден, что без культуры у нас будущего нет! Одна из задач, которую ставит передо мной президент России Владимир Путин — это создание комфортных условий для населения. Чтобы сюда приезжали, хотели приезжать. А как мы это сделаем без вас? Никак. Люди приезжают по велению души и остаются здесь по велению души. Вам спасибо за работу, которую вы делаете, потому что у вас это не работа — это творчество, и мы вас за это ценим и любим! — такими словами завершил свою беседу с артистами Дмитрий Демешин.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен