Двойственность картин Хрустова на выставке «Хабаровск и его окрестности»
Люди с букетами подходят к Владимиру Хрустову, наперебой благодарят за написанные им картины. Вдалеке звучит саксофон, порой заглушаемый бурным обсуждением выставки «Хабаровск и его окрестности» (6+), открытие которой прошло в галерее имени Федотова. Что же вызвало у посетителей такое удивление?
Для такой реакции есть две причины. Во-первых, Владимир Хрустов — заслуженный художник Российской Федерации и член-корреспондент Российской Академии художеств. Его работы экспонировались на 345 выставках: от региональных до международных. Во-вторых, выставка даёт наиболее полное представление о художнике. Представлены работы, выходящие за пределы городской темы, хотя Хабаровск вниманием не обделили.
В честь открытия выставки Константин Кузьминых, секретарь ВТОО «Союз художников России» в Дальневосточном федеральном округе, поздравил Владимира Хрустова:
— Я высоко ценю ваш живописный талант, ваши произведения всегда узнаваемы на выставках любого уровня и всегда привлекают заслуженное внимание не только зрителей, знатоков и ценителей искусства, но и коллег-художников. Владимир Павлович, вы находитесь в расцвете своей творческой деятельности, развиваете традиции российского реалистического искусства. Желаю вам крепкого здоровья, дальнейших творческих успехов, семейного благополучия и процветания на долгие годы.
С поздравлением выступила и. о. генерального консула КНР в г. Хабаровске Лю Ян:
— Я лично познакомилась с ним ровно год назад. И он стал другом как нашего китайского народа, так и нашего консульства. Его работы — про искренние чувства к своей родине, народу. И сегодня, когда я вижу людей на картинах в этом зале, замечаю элементы нашего стиля. Это заимствование служит укреплению и взаимопониманию между нашими народами.
А после начали поздравлять уже посетители. Со всех сторон они окружили художника: кто-то сказал доброе слово, а кто-то подарил букет цветов. Казалось, не было человека, который не проникся бы той дружелюбной и жизнерадостной атмосферой.
Как выразился некогда Чехов, оказавшийся в городе Нерчинск по пути на Сахалин: «городок не ахти, но жить можно». А Владимир Хрустов родился и жил в нём — и талант его постепенно раскрывался в тишине и спокойствии. В 1976 году он поступает в Хабаровский педагогический институт на художественно-графический факультет. И встречает Евгения Фентисова — человека-бунтаря, художника новых взглядов, который тяготел к «запрещённому искусству». Вдохновляясь Кандинским, Малевичем и Пикассо, он передаёт ученикам веяние нового, нетрадиционного искусства. И это влияние тяжело не заметить. Оно проявляется в стиле написания: краски ложатся ярко, уверенно, но иной раз сдержанно, спокойно.
Подобное противоречие можно объяснить тяготением Хрустова к уединению. Распределение после института в Чумикан — посёлок на краю земли, а после поездки в Тынду, Булаву, Горный… Это места первых пленэров художника, и именно они сформируют другое восприятие действительности. На них он словно приходит к мысли о многообразии мира. Вероятно, в такой атмосфере и появляется другой Хрустов, словно сам на себя не похожий. Когда он изображает людей, сильно чувствуется сдержанность в цветах. Зрителя обдаёт холодом, хотя лица на картинах живые, весёлые. То же заметно на некоторых пейзажах: от них веет одиночеством, грустью, но вместе с тем возникает необъяснимое воодушевление, надежда на лучшее. Именно такие картины могли увидеть посетители прошлой выставки «Время. Тропы. Родники…» (0+) и частично на «Хабаровск и его окрестности» (6+).
Сам же Хрустов считает, что быть одним и тем же человеком всю жизнь нельзя. «Однобокость сродни убогости» — скажет он, и с этим будет трудно не согласиться. Ведь человек не стоит на месте, развивается. Каждый день меняются наши мысли, настроения. Вот и на выставке произведения по тональности друг от друга отличаются. К примеру, пейзаж «Вечерний Петропавловск» спокойный, размеренный. Позади спящего города простираются горы — величественные, но тоже до конца не проснувшиеся. И словно в оппозицию можно поставить картину «Зима. Музей Гродекова». В ней насыщенный красный цвет здания контрастирует с белым снегом, берёзами, машинами… Заметен призыв не к созерцанию, но действию.
С натюрмортами ситуация похожая. С одной стороны, зритель видит восторг и любовь к вещам обыденным, как на картине «Цветы и фрукты». Залитые светом спелые груши и наливные бока яблок, скромный букетик белых цветов, и, неожиданно, пара ананасов вместе с вытянутым чайником и чашками. Композиция вызывает внутри фейерверк, а в голове настойчиво крутится слово «экзотика». С другой стороны, есть картина «Всё выпито, всё съедено», написанная в жанре ванитас: на газете расположены пустые бутылки, справа — почти догорела свеча. Слева находится продолговатый череп. Он разинул челюсть в зевке, смотря на увядающие цветы. И ощущения от написанного, конечно, далеко не радостные.
Но Владимир Хрустов словно говорит нам: существует две стороны. Бывают дни хорошие и не очень, но в этом-то и заключается жизнь. Ведь если бы не было мрака, то как бы мы оценили свет?
Выставка проходит в картинной галерее имени Федотова (ул. Карла Маркса, 47) до 15 декабря 2024 года.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен