Прежде чем попасть в собрание Дальневосточного художественного музея, каждый из предметов с момента своего создания прошел долгий путь. Отдельные произведения могут рассказать удивительные истории про своих владельцев. князья голицыны

В преддверии планируемой на осень этого года выставки «На краю Ойкумены» (0+) из собрания Дальневосточного художественного музея мы познакомим вас с несколькими историями, связанными с приобретением и хранением античных подлинников, которые в конце концов стали частью музейного собрания. князья голицыны

(рис.1)

Ойкумена – та земля, которую знали древние греки, отделена от нас не только хронологически, но и географически. Тем поразительней, что на Дальнем Востоке, в XXI веке мы можем увидеть те вещи, которые создавались в разных полисах и колониях Греции.

Об отдельных предметах, происходящих из раскопок Генриха Шлимана и маркиза Джанпьетро Кампана, мы уже рассказывали. В следующих публикациях мы обратимся к другим, не менее значимым находкам.

С одной из самых громких фамилий России – Голицыных, связана история бытования четырех музейных предметов: мраморного миниатюрного бюста Афродиты (рис.1) и трех южноиталийских ваз.

В 1865 году по замыслу М.А. Голицына (1804–1860), дипломата, писателя и знатока изобразительного искусства, его сыном Сергеем Михайловичем (рис.2) был открыт Голицынский музей, просуществовавший до 1886 года. Со временем интерес к музею у его основателя угас, он больше интересовался скачками. «Наш князь друг лошадей, а не книг», – вспоминал знаменитый русский коллекционер П.И. Щукин слова хранителя коллекций Голицынского музея К М. Гюнцбурга.

(рис.2)

Собрание было выкуплено императорской фамилией за 800 тысяч рублей частью для Эрмитажа, частью – для первых русских публичных музеев. «Изъ бывшего музея Голицына», как указано на ярлыке (рис.3) бюста Афродиты, в 1887 году в Императорский Эрмитаж попали два античных женских бюста, оформленные (вероятно, в XIX веке)как пара, или пандан. Второй бюст до сих пор является частью собрания Эрмитажа (рис.4). В 1931 году пандан распался: бюст Афродиты был отправлен в Хабаровск. Интересно, что наш бюст, тем не менее, вошел в каталог античного отдела Государственного Эрмитажа, изданный в Лейпциге в 1936 году (рис.5).

*(рис.3) (рис.4) (рис.5)

Наталья Степановна Голицына (урожденная Апраксина, 1794–1890), фрейлина при императрице Елизавете Алексеевне (фото 6), в 1821 году вышла замуж за князя Сергея Сергеевича Голицына (1783–1833), отстав­ного генерал-майора и музыканта-любителя (главное фото). Историк литературы И.А. Шляпкин писал, что в 1820-е годы княгиня с мужем «дважды путешествовала по Италии и вывезла из-за границы целую галлерею этрусских ваз и картин, переданных по ея завещанию, в Импе­раторское общество поощрения художеств».

Художественное со­брание, принадлежавшее Наталье Степановне после ранней смерти мужа, хранилось в имении Гринево (в современной Брянской области). Позже точно и выразительно было замечено, что «вообще в Гриневе была большая умная роскошь».

*(рис.7) (рис.8) (рис.9)

Уцелело несколько документов, раскрывающих часть истории бытования трех музейных италийских краснофигурных ваз. Гидрия (рис.7), лекиф (рис.8) и кратер (рис.9) были в числе тех, что указаны в разрешении на вывоз из Неаполя картин, ваз и других предметов, получен­ном князем С.С. Голицыным в 1825 году. Несомненно, в сохранившемся проекте договора Н.С. Голицыной с Обществом поощрения художеств о её даре «из 26 картин разных старинных мастеров и 30 этрусских ваз», тремя из этих тридцати ваз были и те, что в 1931 году стали частью античной коллекции ДВХМ. А благодаря недавним исследованиям сотрудников Отдела античности Эрмитажа нам теперь известна история бытования и этих, и многих других античных сосудов из собрания ДВХМ.

Фролова А.А. завсектором зарубежного искусства ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен