Дивный, не сам ли ты Вакх, лелеемый нимфами Низы, Ловчий, ленивец нагой, нежных любимец богинь? Или ты — гордый Нарцисс, упоенный мечтой одинокой, В томном блуждающий сне, тайной гармонии полн? Вяч. Иванов

В собрании Дальневосточного художественного музея хранится интересная коллекция античного искусства и копийных предметов с античных подлинников, представляющих богов и героев античных мифов, а также реплики римских скульптурных портретов. В зале итальянского искусства экспонируется бронзовая скульптура Диониса, поступившая в Хабаровск в 1931 году из ликвидируемого музея ВХУТЕИН (рис.1). дионис бог

рис.1

В том, что перед нами бог виноделия и виноградарства, казалось бы, не приходится сомневаться: прекрасный облик, какой бывает лишь у богов; виноградная лоза, вплетенная в волосы (главное фото); перекинутая через плечо козья шкура, напоминающая о важности этого животного в культе Диониса: козий бурдюк предназначался для хранения вина, козлоногие сатиры Диониса сопровождали, мистерии в честь него – диониссии – стали прообразом театральных действ, а слово «трагедия» произошло от «трагодии» (песнь козла).

На базе статуэтки есть гравированная надпись, указывающая имя автора: P. Masulli (П. Мазулли), название музея: Каподимонте, Неаполь, год создания: 1866 (рис.2). дионис бог

рис.2

Действительно, в Неаполе в Национальном археологическом музее, бывшем ранее частью Каподимонте, хранится образец, по которому Мазулли создал свою копию (рис.3). Эта римская работа (I век до н. э. – I век) по несохранившемуся греческому оригиналу, найденная при раскопках Помпей в 1862 году, стала в свою очередь излюбленным объектом копирования для неаполитанских скульпторов второй половины XIX века. дионис бог

Увидев впервые эту скульптуру, Джузеппе Фьорелли, в то время – директор Каподимонте, при очевидных атрибутах бога Диониса назвал статуэтку Нарциссом. Что же подтолкнуло безусловного специалиста дать статуэтке это спорное или как минимум неочевидное название?

Нарцисс, сын речного бога и наяды, был настолько прекрасен собой, что влюблял в себя окружающих с самого детства. Горная нимфа Эхо влюбилась в Нарцисса, но не дождавшись взаимности, растаяла от любви и горя, превратившись в звук, повторяемый за произнесенным (так древние объясняли эффект эха в горах). Когда же Нарцисс увидел свое отражение в водной глади, влюбился в него и умер, так как не мог оторвать взгляда от увиденного. Вопреки распространенному мнению Нарцисс даже не осознал, что видит собственное отражение.

рис.3

Статуэтка изображает юношу, который стоит в позе контрапоста, слегка наклонив голову и приподняв правую руку, словно погрузившись в задумчивость, всматриваясь в свое отражение или прислушиваясь к многократно повторяющемуся эху. Абсолютное физическое совершенство героя, его напряженно-сосредоточенная поза, напоминающая Нарцисса, в сочетании с очевидными атрибутами Диониса, позволили специалистам дать статуэтке двойное название: «DionisocosiddettoNarciso», то есть «Дионис, называемый Нарциссом».

В античной мифологии и философии эти два образа в определенных ипостасях близки и чуть ли не тождественны. И Дионис, и Нарцисс, тесно связанные с культом природы, противостоят Аполлону, богу логики и разума, их обоих погубило зеркало: Диониса разбитое зеркало изрезало на куски, Нарцисса погубило увиденное им отражение на зеркальной поверхности воды. «Нарцисс и Дионис очень близки (если не тождественны) в орфической мифологии», – отмечает Г. Маркузе в своем труде «Эрос и цивилизация». «Зеркало Диониса – это зеркало Нарцисса…», – пишет П. Киньяр в книге «Секс и страх». Возможно, неизвестный нам древнегреческий автор, зная о «родстве» Диониса и Нарцисса, действительно в своей работе старался воплотить этот двойственный образ.

Созданные неаполитанским скульптором П. Мазулли копии «Диониса-Нарцисса» отличаются блестящим исполнением. Одно из его творений было выставлено на аукционе Кристи’с. Другие неаполитанские мастера и мастерские тоже копировали эту статуэтку. Например, в Томском областном художественном музее хранится работа, выпущенная литейной мастерской «SabatinodeAngelis и сыновья», а в Самарском областном художественном музее – статуэтка производства Кюрацци. Все они близки по исполнению той помпейской находке, которая покорила Италию и весь мир как совершенный образец римской бронзовой скульптуры.

Фролова А.А. завсектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Сатир с кимвалами из собрания Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен