Среди нескольких переданных из отдела античности Эрмитажа к 35-летнему юбилею Дальневосточного художественного музея предметов была миниатюрная ваза, близкая по стилю к уже имеющейся в собрании ДВХМ. Обе они вышли из аттической мастерской, условно называемой группой или мастерской Хаймона, работавшей в Афинах во второй четверти V века до н. э. греческая ваза

Лекиф (греческое «флакон для масла») – это сосуд для ароматизированного масла. Изначально так называли шарообразные со­суды с плоским венчиком, которые использовали греческие атлеты. Они умащали свои тела перед упражнениями и состязаниями, а также после них. Назначение лекифов с высоким цилиндрическим туловом было связано с похоронным обрядом. Их клали вместе с содержимым в могилы умерших, а также приноси­ли на могилу, когда посещали ее.

Поступивший в коллекцию музея в 1960-е годы цилиндрический лекиф, высотой 12 см, выполнен в технике чернофигурной росписи с добавлением гравировки. На нем представлена следующая сцена: две фигуры на колеснице, запряженной четверкой коней квадригой, за которой стоит еще один человек; прямо перед лошадьми сидит человек в длинных одеждах.

Возможно, это свадебное шествие, и фигуры на колеснице – жених и невеста. «Однако определить, кем являются изображенные герои, сложно, и открывается обширное поле для предположений, – пишет специалист Эрмитажа Анна Петракова в каталоге «Малые коллекции античных ваз в музеях России». – Так авторам описания этого предмета в инвентаре Музея Училища технического рисования барона Штиглица сюжет показался «Шествием Геркулеса с Афиной Палладой», хотя атрибутов, отсылающих к Гера­клу или Афине, в данном случае нет».

Этот сосуд впечатляет не только древностью, но и своей невероятной историей бытования. Именно он, единственный из нашего собрания, происходит из знаменитых раскопок Шлимана в Гиссарлыке, на месте древней Трои. греческая ваза

Имя Генриха Шлимана (1822–1890), полиглота, коммерсанта, миллионера и археолога-самоучки, известно любому интересующемуся античностью. Именно Шлиман, вопреки многовековым утверждениям ученых о том, что Троя была выдумана Гомером в его великом эпосе «Илиада», нашел это легендарное место.

По описанию Гомера, Троя находилась на северо-западе Малой Азии, то есть на территории нынешней Тур­ции. Еще в XVIII веке было выдвинуто предположение, что Троя располагалась недалеко от Гиссарлыка. В XIX веке многие «болеющие Илиадой» выдвигали предположения, что сам холм Гиссарлык скрывает легендарную Трою. В 1870 году Шлиман занялся раскопками Гиссарлыка.

«…Мы прибыли к огромному, высокому плато, покрытому черепками и кусочками обработанного мрамора, – писал Генрих Шлиман. – Четыре мраморные колонны сиротливо возвышались над землей. Они наполовину вросли в почву, указывая место, где в древности находился храм.

Генрих Шлиман, миллионер, археолог-самоучка

Тот факт, что на большой площади виднелись остатки древних строений, не оставлял сомнений, что мы находились у стен некогда цветущего большого города».

В результате раскопок было обнаружено 8833 предмета, среди которых — уникальные кубки из золота и электрума, сосуды, домашняя медная и бронзовая утварь, две золотые диадемы, серебряные флаконы, бусины, цепи, пуговицы, застежки, обломки кинжалов, девять боевых топоров из меди. Этой грандиозной находке Шлиман дал название «Клад Приама».

Позже выяснилось, что этот вечно спешащий археолог-любитель «промахнулся» со слоями и раскопал город на тысячу лет старше Приамовской Трои. Таким образом человек со всесокрушающим желанием и устремлением найти легендарную Трою сам ее и разрушил. Но взамен он представил человечеству подтверждение реальности города, казавшегося мифом.

Доказав, что Троя действительно существовала, Генрих Шлиман решил осуществить раскопки и в не менее легендарной Колхиде. Он стал заводить новые знакомства и укреплять старые связи с представителями российской культуры.

В 1883 году Шлиман передал для музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица через одного из попечителей училища Александра Александровича По­ловцова 180 античных предметов, среди которых были глиняные статуэтки и сосуды, фи­гурки из меди и серебра. В 1923 году музей училища стал филиалом Государственного Эрмитажа. Шлимановская коллекция влилась в коллекцию Отдела античности. В числе прочих стал частью эрмитажного собрания миниатюрный аттический лекиф, переданный в Дальневосточный художественный музей к его юбилею. греческая ваза

А.А. Фролова, завсектором зарубежного искусства ДВХМ

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен