В собрании Дальневосточного художественного музея хранится коллекция работ художника из Приморья – Василия Григорьевича Шешунова. Она представляет интерес и как документ истории становления профессионального искусства на Дальнем Востоке, и как одна из первых цельных коллекций ДВХМ. Включая в себя 161 произведение живописи и графики, она является одной из самых многочисленных в собрании музея. уссурийская тайга

Шешунов В.Г. - Березы

Василий Григорьевич Шешунов (1866–1922) родился в Иркутске. Отец его служил в Главном управлении Восточной Сибири. Рано потеряв мать, мальчик очень привязался к старшему брату – священнослужителю. Призвание к рисованию у Василия проявилось в детстве, и брат привел его в иконописную мастерскую местного Иннокентьевского монастыря, а затем подросток стал расписывать декорации для городского театра. Иркутские художники посоветовали способному юноше учиться, и в 16 лет он едет в Санкт-Петербург, поступает вольным слушателем в Академию художеств в мастерскую Ивана Шишкина. Василий Шешунов сразу выбрал для себя пейзаж – жанр живописи, которому оставался верен всю жизнь. Природа всегда привлекала художника. Еще в юности он вместе с братом Константином исходил всю Иркутскую губернию, любуясь красотами сибирских пейзажей. На Дальний Восток Шешунов попал неслучайно. Он много читал и, узнав о необыкновенно богатой природе Дальневосточного края, решил ехать в Приморье.

Закончив учебу, В. Г. Шешунов вернулся домой, а затем вместе с братом уехал в Благовещенск. До 1906 года он работал в городском шестиклассном и ремесленном училищах, а затем переехал в г. Никольск-Уссурийск (ныне г. Уссурийск). В те далекие годы Шешунов был там первым дипломированным живописцем. Начиная с 1912 года и до самой своей кончины Шешунов преподавал в женской учительской семинарии, вел уроки рисования в Корейской учительской семинарии и местном художественном училище.

Сохранились воспоминания бывших учеников Василия Григорьевича, в которых отмечается его любовь к творчеству, доброта, бескорыстие, скромность.

Шешунов В.Г. - Дом и сад зимой

Всё свое свободное время В. Г. Шешунов посвящал искусству. С наступлением каникул в учебных заведениях он отправлялся на этюды в уссурийскую тайгу и за 15 лет очень хорошо её изучил. Там среди нетронутой, первобытной природы он чувствовал себя в своей стихии. Работа на этюде — это подробное всматривание в натуру, фиксация быстрых, часто мгновенных эффектов, скоропроходящих состояний. Именно в этюдных зарисовках восприятие природы передаётся во всей её непосредственности.

Работы художника раскрывают его искреннюю любовь к природе. Они помимо художественной ценности имеют и познавательное значение: запечатленные им места настолько узнаваемы, что его работы можно систематизировать по географическому принципу. Недаром за художником закрепилось определение – «певец уссурийской природы в красках». уссурийская тайга

Шешунов В.Г. - Ствол сосны

В. Г. Шешунов оставил богатое творческое наследие, более 1500 художественных произведений, среди которых самое значительное место занимали этюды, в которых наиболее полно раскрылся живописный талант автора. Художник никогда не продавал свои картины, но дарил всем друзьям, коллегам и ученикам.

В 1922 году в Никольск-Уссурийском была организована посмертная выставка работ художника, на которой была представлена треть его творческого наследия. Одним из организаторов выставки был Владимир Клавдиевич Арсеньев, с которым Василия Шешунова связывали годы дружбы и любовь к уссурийской тайге.

В 1925 году работы В. Г. Шешунова были переданы в Хабаровский краевой музей, так как Хабаровск в то время был центром Дальневосточного края. В 1931 году часть произведений из краевого музея поступила в только что открывшийся Дальневосточный художественный музей и во Владивостокский государственный областной музей. уссурийская тайга

Шешунов В.Г. - Заброшенный поселок

Значительное место в коллекции ДВХМ занимают живописные этюды художника, передающие своеобразную красоту тайги, морского побережья, «благость и покой» мира.

Не менее интересны и рисунки Шешунова, выполненные графитным карандашом. В них художник дает почувствовать «музыку карандаша», а линия у него становится то упругой, словно говорящей в полный голос, то мягкой и тонкой («Ствол сосны», «Берёзы», «Заброшенный посёлок»).

В своих работах Василий Григорьевич Шешунов показал, какую ценность таит в себе солнечный свет, меняющееся состояние воздуха, и передал аромат таежных зарослей. уссурийская тайга

Марина Константинова, заведующая сектором современного искусства ДВХМ

Главное фото: Шешунов В.Г. - Приморье. Ручей


  • Амур Василия Беляева в коллекции Дальневосточного художественного музея, читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен