Первая персональная выставка хабаровского скульптора, лауреата и победителя международных конкурсов ледовых и деревяных скульптур Данила Цоя «Не отводи глаз» (6+) с большим успехом прошла недавно в хабаровском торгово-развлекательном центре «Броско Молл». Экспозиция удивила не только форматом проведения, но и представленными на ней работами. Эвент-выставка была посвящена женским образам и длилась всего один день. данил цой хабаровск

О том, что вдохновляет мастера, есть ли у него своя муза и как в Хабаровске молодым художникам продвигать свое творчество - в интервью Данила Цоя корреспонденту «Хабинфо».

На сравнительно небольшом пространстве, казалось, сосредоточился целый мир. Первое, что приковывает взгляд - статуи. То, что они из дерева, понимаешь не сразу. Лишь подойдя ближе и буквально уткнувшись носом в информационную табличку, осознаю, что это не металл. Позже, во время официального открытия, многие отметят «живой» блеск в глазах этих диковинных див, появившихся на свет благодаря таланту своего молодого создателя.

Сам он скромно стоит на входе, наблюдая, как гости мероприятия создают свои коллажи под космические звуки глюкофона. Руководит процессом очаровательная девушка Стефания - супруга и муза скульптора Цоя. Кстати, тоже художник. данил цой хабаровск

- Не хотите сделать коллаж? - предлагает она мне.

Вежливо отказываюсь и вновь устремляюсь туда, где проводит магический обряд прекрасная «Шаманка». Она единственная из скульптур, у кого нет зрачков. Глаза прикрыты, женщина находится в трансе. И не нам, простым смертным, дано достучаться до нее сейчас.

данил цой хабаровск

В другой скульптуре - «Северянке» - невольно узнаю свой Зодиак. Характерная прическа в виде рогов отсылает к Тельцу - упрямому, отважному, но при этом мягкому и нежному.

«Фидес» говорит о доверии, преданности и готовности следовать за своим избранником. «Амазонка», напротив, готова сама за себя постоять. И, наконец, самый противоречивый и сложный образ, как потом признался художник, Медуза Горгона. Миф о чудовище, превращающей все живое в камень одним своим взглядом, имеет двойне дно. И Горгона на самом деле может быть беззащитна и уязвима. данил цой хабаровск

Все работы на выставке - о нас, женщинах. Таких противоречивых, загадочных, капризных, нежных, сильных и ранимых. Каждая женщина - ведьма, волшебница, шаманка, утверждает автор. Разгадать ее тайну - не простая задача, тем более для мужчины, говорит нам художник. Так разгадал ли ее он сам?

- Данил, чем вы вдохновлялись в своей работе? Образы весьма мифичны.

- Да, я хотел немного прикоснуться к архаике. Потому что это первоформа, наши истоки. А сама тема выставки — это поиск женского образа. Это присущие ей особенности, черты характера - сложный и многомерный женский образ. данил цой хабаровск

- Если эти черты объединить получится идеальная женщина?

- Нет. Все эти образы далеко не идеальны. Своей работой я просто хочу сказать, что все это есть в женщине. В том числе, возможно, разрушить какие-то стереотипы. Образов пять, и это лишь малая часть того, что можно рассказать о женщине. Это пять черт, которые я выделил для себя. Но так-то этих черт миллионы. Женщины вообще загадочны существа, поэтому …Не знаю, будет ли еще серия… Но тема бесконечна.

- Почему все-таки выбрана именно эта тема?

- Вообще, женский образ я взял неспроста. Я сам сирота. Недавно женился и сейчас у меня появилась семья: тесть, теща, супруга Стефания. Она у меня очень хорошая и сильно вдохновляет своей поддержкой, энергетической подпиткой. И я понимаю теперь, что все прекрасное в ней идет из семьи. То воспитание, которое ей дали родители, став хорошим примером для нее. Мы - молодая семья, я хочу детей в будущем и сейчас примерно понимаю, как нам выстраивать свою семью. В каком-то смысле эта выставка и о моей супруге, и для нее. О роли женщины в жизни любого мужчины. данил цой хабаровск

данил цой хабаровск

- Сколько времени нужно, чтобы сделать одну такую скульптуру?

- Это частый вопрос и, честно, даже не могу на него ответить. Над этими всеми я работал три года. Но в общем и в целом примерно три месяца уходило на одну. Это при условии, что я работаю над ней весь день, практически круглосуточно. Но так не бывает, все мы живые люди. Нужно отдыхать, отвлекаться. Даже чисто физически я бы просто не вынес такого напряжения. А так, с перерывами, отдыхал, восстанавливался, набирался новой энергии и вновь - в омут с головой.

- Материал ведь дерево, не ошибаюсь? Издалека невероятно похоже на металл. Это какая-то особая техника?

- Да, дерево. В целом это работа почти с массивом. Но есть и сборные конструкции. Несколько работ сделаны из коряг, найденных на берегу Амура. И именно их форма диктовала образ. Украшение «Фидес» - богини согласия и верности, кстати, тоже было найдено на берегу. Это амурский черепок и ему около 12 тысяч лет. А эффект бронзы дает специальное напыление.

- С чем все-таки больше любите работать: лед или дерево?

- Одно другому, я бы сказал, помогает. В работе с любым материалом важно изучение объема. Я пробовал также работать с металлом. В планах освоить мрамор. Это мне очень интересно - поработать с камнем. В зимний сезон я, конечно, не могу упустить снег и лед. Мы регулярно ранее выезжали на конкурсы и фестивали. В Китае, в частности, не раз брали призовые места. И это стало уже привычным - там три конкурса шли подряд. Но, с началом пандемии и вот теперь, очень много международных фестивалей отменили.

- В Хабаровске редко можно увидеть выставку современных скульпторов. Тем более в таком неожиданном месте…

- К сожалению, у нас действительно скульптуры как таковой нет. Потому что заниматься ей сложно. Эта выставка - результат коллективных усилий. Мы вчера переносили скульптуры в зал, и это было очень непросто. Все массивное, они ведь не пустотелые, тяжелые. Если бы я был художник-живописец, то взял бы 50 холстов, привез бы их на машине… А тут огромные грузовики, все это надо разгрузить, перетащить…Самую большую скульптуру - «Амазонку» - мы несли вчетвером. Ее вес 60 килограмм. Так что организовать выставку очень непросто.

Кроме того, скульптор, в отличие от живописца, не может переоборудовать свою квартиру в мастерскую. Это просто невозможно. Нужно много места для работы, для хранения материала. Например, дереву требуются особые условия. Его можно резать только сухим. И очень много других сопутствующих моментов возникает. В частности, арендовать подходящее помещение, оборудовать его — это достаточно дорого.

Поэтому я очень признателен всем, кто меня поддерживает. Благодаря моему наставнику и теперь уже тестю Павлу Витальевичу Барсукову, у меня есть возможность работать в хороших условиях. Куратором персональной выставки стала Татьяна Сергиенко. Она мне очень помогает. Несколько работ, представленных здесь, теперь находятся в ее частной коллекции.

- Еще одна больная городская тема - у нас весьма скромно представлена даже парковая скульптура. Деревянная так просто гниет, очевидно из-за неправильной установки и без должного ухода. Вносят свою печальную лепту и отдельные личности. Периодически появляются новости - опять что-то сломали, оторвали, испортили. Даже открытие Броско Молла в свое время ознаменовалось разгромом Коммуны, где мы, собственно, сейчас и находимся.

- Да, есть такое, к сожалению. Но, думаю, не все у нас так критично, и все будет хорошо. Город достаточно молодой. В силу обстоятельств люди у нас мало что видели, не привито правильное отношение к культуре. И чем больше будет различных выставок, уличных в том числе, чем разнообразнее будет представлено искусство, тем быстрее придет осознание, что нужно относиться ко многому по-другому. Ведь даже все эти проявления варварства - тоже отклик человека на искусство. Эдакий первобытный контакт. Пусть варварский, но уже диалог с культурой. Это пройдет. И реакция станет другой. Главное, чтобы искусства на улицах было больше. И это в том числе посыл сегодняшней выставки. Я могу ошибаться, но такого формата еще не было в городе - чтобы можно было не просто посмотреть работы, но и погрузиться в творческое пространство, участвуя в какой-то деятельности. Мы делали выставку прежде всего для зрителя. Эта история больше о социуме, о взаимоотношениях.

- Вы, помимо всего прочего, преподаете в Хабаровском колледже искусств. Есть интерес к профессии резчика по дереву у молодого поколения?

- Ребят много приходит к нам. Это достаточно популярный факультет. Мне радостно, что подростки интересуются нашим ремеслом. Но есть другая проблема. Мастеров, которые могут передать опыт, не так много. Кто-то уехал, кто-то сменил род деятельности, потому что скульптурой заниматься сложно. Я надеюсь что-то изменить в этом, в том числе, популяризируя наш вид искусства.

- А Вы никогда не думали сменить место жительства?

- У меня был порыв уехать в Москву. Но что-то меня остановило. Я остался здесь, о чем не сожалею. Все, что я умею, я получил в Хабаровске. У меня в колледже был очень хороший преподаватель Сызранцев Владимир Владимирович. Его, увы, уже с нами нет. Он многое мне передал. Например, мне очень важно, чтобы люди умели что-то красивое делать руками. Я своим студентам пытаюсь сегодня это донести. Сейчас мир переходит на цифру, так все кажется проще и быстрее. Я не говорю, что это плохо, но мне грустно, что люди перестают работать физическим трудом.

- Спасибо за беседу.

Елена Семёнова Фото Екатерины Дроздовой


  • «Тату – это часть меня» — профессиональный татуировщик о своём любимом деле - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен