Один из крупнейших французских художников XVII века Себастьян Бурдон родился в Монпелье в 1616 году в семье художника Марина Бурдона. Он семь лет учился в Париже живописи, затем работал в Италии и во Франции.

Все творчество Себастьяна Бурдона – блестящий пример вдумчивого подражания мастерам нидерландской, итальянской и французской школ разных стилистических направлений и собственного переосмысления их творческих открытий. Виртуозно ассимилируя чужой художественный почерк, художник свои работы всегда наполнял особой поэтичностью образов, плавностью движений и линий, изысканностью исполнения, звучностью и гармонией цветовых сочетаний, светом и воздухом – всем тем, что позже назвали «стилем Бурдона».

С 1640-х Себастьян Бурдон подпал под влияние классицизма, теория которого, разработанная Никола Пуссеном, стала основополагающей для академической системы обучения. А Бурдон был одним из основателей Королевской академии искусства и скульптуры в 1648 году, в 1655 году – её ректором.

А. Н. Бенуа писал: «… Бурдон был крайне восприимчивой, подвижной натурой; он увлекался решительно всем, что было выдающегося в его время, и лишь с годами вполне поверил в абсолютную исключающую истину академических теорий».

В связи с политическими осложнениями в стране в конце 1650-х Бурдон возвращается в Монпелье. Там он в 1665–70 годы создает живописный цикл «7 дел милосердия» (в настоящее время – в Художественном музее Ринглинга города Сарасота, США).

О шести делах милосердия Христос говорит, обращаясь к праведникам:

«Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:34—36).

Его слова стали основой для христианских «дел милосердия» – накормить голодающих, напоить жаждущих, приютить путников, одеть нагих, посетить больных, посетить заключенных. Седьмое: похоронить умерших – вошло в список в период позднего Средневековья, когда в Европе свирепствовала чума.

В своих крупноформатных полотнах (150х200 см) Себастьян Бурдон трактует сюжеты «дел» в стиле классицизма. От своих приверженцев классицизм требует гармоничной выстроенности произведения – уравновешенности его частей, четкого чередования планов, выбора «достойных» типов на роли героев и антигероев, одновременно драматичной и торжественной подачи их эмоций, логичного расположения групп.

«Оденьте нагих» - Сарасота США

Но более эффектно эти законы воплощены в гравюрах, созданных Бурдоном по картинам цикла. Гораздо меньшего размера, но для гравюры достаточно крупные (440х590 мм), лишенные всех цветов, кроме белого – листа и черного – печатной краски, эстампы сосредоточивают внимание зрителя на композиции, на том, что объединяет все изображенное в одну – общую – тему.

В Дальневосточном художественном музее хранится лист «Оденьте нагих» из цикла «7 дел милосердия». Себастьян Бурдон создал его, вероятно, сразу же после завершения живописного полотна на эту тему, то есть приблизительно в 1665–71 годах.

Тема дел милосердия встречается и в Ветхом Завете:

«Раздели с голодными хлеб твой и нищих бескровных введи в дом твой, если видишь нагого, одень его, и единокровного твоего не презри. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Божия обымет тебя. Тогда ты воззовешь, и Бог услышит тебя, и еще когда будешь ты говорить, скажет: «Вот Я пришел» (Ис.58:7-9).

Неслучайно Британский музей считает персонажа, изображенного в правой части листа сидящим под навесом, ветхозаветным праведником Иовом, приказывающим слугам раздать нуждающимся одежду и милостыню.

Этот герой действительно показан художником как главный: он единственный сидит на возвышении, взирая на происходящее отстраненно, наблюдая за исполнением своего приказания. То, что он в тени, не скрывает его фигуру, наоборот, тень, словно большое темное пятно, притягивает внимание зрителя.

Геометрически точно выстроенная композиция распределяет персонажей по группам, удаляя и приближая к зрителю, создавая ощущение углубленности пространства. Дальние планы отведены пейзажу с постройками.

По сравнению с картиной у гравюры несколько изменены пропорции изображения, отсутствуют отдельные второстепенные герои, внесены дополнительные архитектурные детали. Но главное – преобладающая в картине коричневая гамма, цвета земли, создает теплую, но темную атмосферу. Гравюра же, выполненная в двух контрастных цветах – черном и белом, – наполнена воздухом и светом.

Бурдон умер в 1671 году, гравюрный цикл «7 дел милосердия» стал одной из последних работ художника.

Лист Себастьяна Бурдона «Оденьте нагих» из сюиты «Дела милосердия», яркий образец французского классицизма, можно увидеть на музейной выставке «Посвящение Дюреру» до 17 мая 2021 года.

Фролова А.А. заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ

Главное фото: Бурдон С. - Оденьте нагих


  • Материал по теме: «Святое Семейство» Аннибале Карраччи из собрания Дальневосточного художественного музея» - ссылка.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен