• Город
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
  • Город
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
«Святое Семейство» Аннибале Карраччи из собрания Дальневосточного художественного музея
Сайт ХабИнфо
Дальневосточный художественный музей

«Святое Семейство» Аннибале Карраччи из собрания Дальневосточного художественного музея

9 июля, 2020

Итальянский живописец Аннибале Карраччи (1560–1609) сыграл важнейшую роль в формировании путей европейского искусства XVII и последующих веков. Вместе с братьями Агостино и Лодовико в 1585 году он основал в родной Болонье «Академию вступивших на правильный путь». святое семейство

Братья строили систему обучения по элективному принципу, с ориентацией на лучшие образцы искусства античности и Ренессанса, акцентируя внимание на важность наблюдения и изучения природы. Ими были выработаны формулы создания идеального произведения искусства, построенного на принципах уравновешенности, разумности, гармонии. Несколько веков европейское искусство опиралось на постулаты, сформированные болонской Академией.

«Святое Семейство» Аннибале Карраччи из собрания Дальневосточного художественного музея

Рис. 1

Аннибале Карраччи, стремившийся в своем искусстве брать лучшее у лучших, испытал сильнейшее влияние художественной манеры Рафаэля. Это касается и изображений Святого Семейства, в которых великий урбинец открыл новые способы построения композиции. Переехав в Рим и увидев там рафаэлевские произведения и подпав под их обаяние, Аннибале Карраччи написал так называемую «Мадонну Монтальто» (1598–1600) (рис. 1), хранящуюся ныне в Лондонской национальной галерее. Для самого Аннибале она стала образцом для повторений и вариаций.

Картина «Святое Семейство» (рис. 2) из собрания Дальневосточного художественного музея – одна из таких вариаций. Свет делит работу по диагонали, открывая главное и пряча в темноте второстепенное. Освещены представленные на первом плане фигуры Мадонны с Младенцем на руках и стоящего рядом Иоанна Крестителя. Они образуют группу, построенную по принципу устойчивой пирамидальной композиции, введенной в искусство Рафаэлем (рис. 3).

святое семейство

Рис. 2

В центре изображения – Мария, а точкой пересечения основных линий картины становится «место, где сердце», левая сторона груди, к которой часто в подобных композициях прижимается Младенец. Образ Девы Марии– образ юной матери, прекрасной и сильной молодой женщины с нежными чертами лица, крепким телом, крупными кистями и ступнями. Одежды выполнены ее символических цветах – голубом, розовом, белом, напоминающих о ее чистоте и святости. Придерживая Младенца правой рукой, она наклоняется к корзине – колыбели Иисуса, чтобы поправить пеленки и простыни белого и нежно-голубого цветов.

Слева Иоанн Креститель, пухлый обнаженный малыш, купидоноподобный и позой, и видом, протягивает Иисусу чашу с ягодами. Тот одной рукой держит несколько вишен, второй ухватил крупный плод. В рамках христианской иконографии красный цвет вишни символизирует пролитую кровь Христа, страсти Христовы. Так в этой спокойно-уравновешенной работе звучит напоминание о трагической истории Христа.

святое семейство

Рис. 3

На втором плане справа, в глубине, – почти скрытая тенью фигура Иосифа, который стоит, опираясь на стену, и читает Библию. Его отстраненность подчеркивается и отдалением от главной сцены, и нахождением в тени, и  позой, подобной пристенной скульптуре, – неслучайно рядом с Иосифом, за спиной Марии, выступ с рельефным изображением кариатиды.

Ближняя к фигуре Иосифа вертикаль выступа, отделяющая его от основной сцены, занимает одну треть общей композиции, две трети которой отведены группе Марии с Младенцем и Иоанном. Это соотношение близко принципу золотого сечения, с помощью которого также подчеркивается важность и второстепенность героев.

В «Святом Семействе» ясно читается и трехплановая композиционная схема, выработанная Академией братьев Карраччи и ставшая основой для сюжетной живописи академической школы. На первом плане – главные герои: Мария, Иисус, Иоанн; на втором плане – герой второстепенный – Иосиф, третий план занимает пейзаж, отделенный от сюжета обязательной театральной кулисой.
Картина «Святое Семейство» из музейного собрания входит в знаменитый рукописный каталог Миниха, куда в 1773–85 годах было внесено более 2,5 тысяч картин, приобретенных Екатериной II. Работа перечислена также во всех описях и каталогах Эрмитажа XVIII и XIX веков. В 1931 году из Эрмитажа она поступила в Дальневосточный художественный музей и стала неотъемлемой частью экспозиции зала итальянского искусства.

Фролова А. А., заведующая сектором зарубежного искусства
Дальневосточного художественного музея


  • Смотрите также: «Музы» в Дальневосточном художественном музее»
  • Теги
  • ДВХМ
  • искусство
  • культура
VKontakte

habinfo.ru

Интернет-журнал Хабаровска

Больше интересного!

Театральный художник Лев Бакст в ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Театральный художник Лев Бакст в ДВХМ

«ШУМ» в музее Дальневосточный художественный музей

«ШУМ» в музее

Персонажи Средних миров приамурской мифологии в экспонатах ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Персонажи Средних миров приамурской мифологии в экспонатах ДВХМ

Видеоэкскурсия
Фотогалерея
  • Город
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Вернуться к началу
Новости в соцсетях
О нас

«ХабИнфо»: интернет-журнал города Хабаровска

Учредитель: ООО Издательский дом «Гранд Экспресс». Главный редактор Мишин Владимир В.

E-mail: habinfo4212@gmail.com, тел. 8 (4212) 47-55-48.

Любое использование либо копирование материалов, подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается с письменного согласования с администрацией сайта и прямой индексируемой гиперссылкой на сайт Habinfo.ru.

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

  • Конфиденциальность
  • Соглашение
  • Контакты
  • Реклама
  • О нас
© Сетевое издание ХабИнфо.ру. 16+
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69466 от 25 апреля 2017 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.