В последнее время не иссякает потока новостей о коронавирусе и явлениях, связанных с ним в отечественных СМИ и на просторах Интернета. На фоне этого нигде в г. Хабаровске и на территории Хабаровского края не говорят о важной исторической дате, - дне рождения человека, который внёс значительный вклад не только в историю Хабаровского края и Дальнего Востока в частности, но и в историю нашей Родины в целом. О ком же идёт речь? 

Становление

А речь идёт о легендарном отечественном пилоте, полярном лётчике, генерал-майоре авиации, одном из первых Героев Советского Союза – Михаиле Васильевиче Водопьянове.

Родился Михаил Водопьянов 6 (18 – по старому стилю) ноября 1899 года в крестьянской семье в селе Студентки Липецкого уезда Тамбовской губернии.

С самого детства ему, в отличии от современного поколения любителей «айфонов», приходилось много и тяжело работать - косить, пахать, молотить и пилить, чтобы помочь отцу прокормить семью. Трудно себе представить, но заветной мечтой юного Миши, проучившегося в школе всего лишь год, в те годы была мечта стать пастухом.

Будущий лётчик узнал о «еропланах» от сына соседского лавочника, который видел их в кинематографе. Но дальнейшие события обозначили в Мише его истинное предназначение. Вскоре с отцом они поехали в Липецк, где он увидел настоящий автомобиль, а затем самолёт уже пролетел над его родной деревней. Сердце юного героя покорило небо…

Михаил Водопьянов (справа) и Харитон Славороссов у самолёта «Конёк-горбунок», 1925 год. Источник: ru.wikipedia.org

Как ни странно, но именно Гражданская война 1918 – 1922 годов, принесшая так много горя нашей Родине, помогла Михаилу Водопьянову найти свой путь в жизни. В 1918 году (по данным архивов Министерства обороны РФ – с февраля 1919 года) доброволец Водопьянов попадает в авиационную часть Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Его путь к небу начинался с простой лошади, которую он впрягал в повозку, чтобы подвозить топливо к самолётам. Затем он стал шофером и, наконец, помогал авиамеханику.

После демобилизации из армии Водопьянов едет в Москву, где обивает пороги «Добролёта», мечтая попасть в небо. И, наконец, ему это удаётся. Михаила принимают мотористом в бригаду Ф.И. Грошева, а затем – бортмехаником у известного лётчика И.В. Михеева, опрыскивавшего поля в Дагестане. Самостоятельно отремонтировав учебный самолёт «Авро», Водопьянов одновременно за три месяца обучается лётному делу и уже в 1928 году становится пилотом.

В 1929 году Михаил Водопьянов окончил военно-авиационную школу лётчиков и с тех пор его жизнь была посвящена авиации.

«Трасса героев»

В 1929 году его, пилота гражданской авиации с полугодовым стажем, направляют на Дальний Восток – открывать линию «Хабаровск – Сахалин». И он это сделал: уже 9 января 1930 года первый самолёт «СССР-127» («Фарман-13») под управлением пилота Водопьянова и бортмеханика Николая Аникина взлетел, взяв разбег по полосе, очищенной уборщиком снега Водопьяновым. Экипаж отправился в перелёт на Сахалин по маршруту Хабаровск – Оха с промежуточными посадками в Троицком, Нижне-Тамбовке, Мариинске, Николаевске-на-Амуре. Перелёт продолжался (в обе стороны) 11 суток.

В мае 1930 году экипаж Михаила Водопьянова совершил новый перелёт: Москва - Хабаровск. Необходимо отметить, что в тот период времени подобные перелеты организовывались советским военным и гражданским руководством в т.ч. и для того, чтобы выяснить возможность быстрой переброски войск и материального имущества, крупных авиационных соединений в условиях будущей войны (на востоке - с Японией) с запада СССР на Дальний Восток по воздуху.

Перелёт длился 41 час. Вернувшись, домой, Водопьянов получает приказ переучиться на морского лётчика. Его подготовка включала в себя полёты и приводнение в районе Амура. В том же году его навыки морского лётчика используют для разведки количества белухи и нерпы в Охотском море и облёта Шантарских островов. В 1931 году экипаж Водопьянова осваивает уже ночные полёты.

Этот период в жизни лётчика Водопьянова был крайне напряженным, насыщенным работой: разведка мест обитания тюленей на Каспийском море, работа на пассажирской линии Москва – Свердловск, перегон крылатых машин в Среднюю Азию и на Дальний Восток… И везде его экипаж добивался высоких результатов.

Зимой 1933 году Михаил Водопьянов на самолёте-разведчике Р-5 открыл самую протяжённую в мире авиалинию Москва – Петропавловск-Камчатский. Однако долго пилоту вести не могло и во время перелёта его самолёт разбился в районе озера Байкал. Сказалась недостаточная подготовка к перелёту и усталость самого Водопьянова. Трагедия унесла жизнь бортмеханика, а сам пилот получил тяжелые ранения.

Спасение Челюскинцев

В марте-апреле 1934 году он принимал участие в спасении экипажа и пассажиров парохода – ледокола «Челюскин», совершил уникальный перелёт (более 5800 км.) из Хабаровска на базу спасательный экспедиции в Ванкарем, преодолев Анадырский хребет.

Анадырский хребет - система средневысотных хребтов и массивов в центральной части Чукотского автономного округа, в северо-восточной части Дальнего Востока России. Является частью Восточно-Сибирской возвышенности. Длина около 450 км. Источник: geosfera.org
Хребет Паляваам (часть Анадырского или Чукотского хребта). Источник: ru.wikipedia.org

Для спасения дрейфующих на льдине в Северном Ледовитом океане людей, Михаилу пришлось осуществить перелёт через Анадырский хребет, где до него разбилось несколько экипажей. За три рейса он, рискуя жизнью, вывез с льдины 10 человек. Трагедия «Челюскина» сделала из Водопьянова полярного лётчика…

Судно «Челюскин, затёртое во льдах Арктики». Источник: pobedarf.ru

В 1936 году во главе авиационного отряда Михаил Васильевич Водопьянов, по инициативе знаменитого советского полярного исследователя Отто Юльевича Шмидта, совершил перелёт по маршруту Москва - Архангельск - Земля Франца-Иосифа и обратно.

В 1937 году, после тщательной авиационной разведки, отряд 4-х моторных тяжелых воздушных кораблей под командованием Михаила Водопьянова совершил первую в истории посадку на Северном полюсе, доставив туда экспедицию (СП - 1) и её оборудование. В самолете летело 13 человек, включая экипаж. Это был один из самых опасных полетов Водопьянова. Он летел в полную неизвестность, но это был полет в будущее. За этот подвиг Водопьянов был награжден орденом Ленина, поскольку звания дважды Героя Советского Союза еще не существовало.

«Согласен. Сталин»

В 1939 году, с началом советско-финской войны, Михаил Водопьянов уходит воевать. Армии были нужны пилоты, умеющие летать днем и ночью, в непогоду. Как командир тяжелого бомбардировщика ТБ-3 лётчик Водопьянов совершил много боевых вылетов. С этой войны он вернулся с орденом Красного Знамени на груди.

Михаил Водопьянов определяет на карты маршрут авиационного полета. Источник: kulturologia.ru

21 июня 1941 года экипаж Михаила Водопьянова вёл ледовую разведку над Карским морем. Во время их возвращения домой, радист получил сообщение о начале Великой Отечественной войны. Водопьянов подаёт несколько рапортов с просьбой отправить его на фронт, однако в удовлетворении их ему было отказано, из-за необходимости наличия опытных пилотов для организации перевозок по Северному морскому пути. Водопьянов не подчинился воле руководства, взлетел на гидросамолете и приводнился на Химкинском водохранилище. Он добился встречи со Сталиным, который на списке пилотов, представленном летчиком, написал «Согласен. Сталин».

Отчасти этот факт можно объяснить тем, что Михаил Водопьянов ещё до начала войны неоднократно высказывал идею о создании в составе ВВС РККА тяжелого бомбардировочного соединения из четырёхмоторных ТБ-7, - для выполнения специальных задач. И вот, 29 июня 1941 года началось формирование 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии под командованием легендарного лётчика, а уже 9 августа комдив получил приказ о нанесении авиаудара по Берлину, с запасной целью – Кёнигсбергом. В ночь на 11 августа 1941 года это удар был нанесён.

17 августа 1941 года Михаил Водопьянов был награждён орденом Ленина и… отстранён от командования дивизией из-за недостаточных командных навыков и опыта в организаторской работе. После отстранения он продолжал летать в этой же дивизии как простой лётчик. В ее составе он продолжал выполнять боевые задачи, в частности, - бомбил оборонные объекты в Данциге и Кёнигсберге.

Причины отстранения Михаила Водопьянова от командной должности просты: из 10 спешно укомплектованных в основном вчерашними гражданскими специалистами экипажей бомбардировщиков, поднявшихся в ночь на 11 августа 1941 года бомбить Берлин до цели долетело только 6 (1 самолёт рухнул и взорвался сразу после взлёта, 1 - был подбит своими же зенитчиками, 2 - не долетели до цели, но отбомбились по «запасной» цели). Тем не менее, эффект от этой бомбардировки был большим. Вначале немцы даже и не подумали о том, что их бомбила советская авиация и во всем «обвинили» англичан. Этим авиаударом СССР показало, что и столица Германии отныне находится под угрозой советских бомбардировок.

При этом стоит отметить тот факт, что подобный боевой опыт у советских ВВС уже был. Так, например, еще 23 февраля 1938 года советские пилоты, воевавшие под китайскими именами и в составе ВВС Гоминьдана нанесли неожиданный бомбовый удар по японской авиабазе Мацуяма на о. Тайвань, показав тем самым, что и у китайской армии есть дальние бомбардировщики, способные в случае чего нанести авиаудар по Токио, - столице Японии.

При возвращении на авиабазу у самолета экипажа Водопьянова отказали двигатели. Им пришлось экстренно посадить его за линией фронта, в лесу, «на брюхо». Только благодаря умелым действиям и мужеству экипажа, удалось избежать потерь и через три дня выйти через линию фронта, к своим.

В 1942 году Михаил Водопьянов вновь назначен командиром авиационной дивизии, часто совершал полёты в партизанские соединения для доставки вооружения и припасов, а также эвакуации раненых.

Вскоре после своего нового назначения Михаил Водопьянов попал в автомобильную аварию и с тяжёлыми ранениями 4 месяца провел в госпитале. Летать с такими травмами отныне было нельзя. Но он продолжает оставаться в авиации, передавая свой драгоценный опыт другим.

Длительный период времени Михаил Водопьянов трудился в качестве военного представителя на 22-м Казанском авиационном заводе, где контролировал выпуск бомбардировщиков «Пе-8».

В 1945 году командовал 25-м Гвардейским Тяжелобомбардировочным Авиационным Орловским полком.

Послесловие

До 1946 года Михаил Водопьянов продолжал службу в авиации дальнего действия. После февраля 1946 года он работал в полярной авиации, принял активное участие в организации в 1948 году научной станции «СП-2». В 1949 году он совершил секретную посадку на Южном полюсе, за что был повторно удостоен ордена Ленина.

Михаил Васильевич Водопьянов на встрече с детьми. Источник: kulturologia.ru

За свою службу Родине он был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза, четырьмя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени и многими медалями, «налетал» более 320 тысяч километров воздушного пути.

Необходимо отметить также то, что лётчик стал отцом семерых детей и автором нескольких книг, членом Союза Писателей СССР. Из-под его пера вышли такие произведения, как: «Полёты», «Мечта пилота», «На крыльях в Арктику», «От сохи до самолёта», «Друзья в небе», «В дни войны» и т.д., а две его драмы – были показаны на сценах советских театров.

Михаила Васильевича Водопьянова не стало 11 августа 1980 г. в г. Москве. Он навсегда остался символом целой эпохи в истории отечественной авиации


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен