В 1930-е годы в советское правительство поставило перед учеными важную задачу, — необходимо освоить морские перевозки по Северному морскому пути. Стране, как воздух был необходим менее затратный для экономики транспортный путь и более защищенная в стратегическом отношении транспортная артерия (для переброски транспорта и иной техники с одной окраины страны на другую).

Члены экспедиции на пароходе «Челюскин» должны были закрепить схему движения по Северному морскому пути.

«Челюскин» — советский грузопассажирский пароход, получивший свое название в честь русского мореплавателя и исследователя Севера С. И. Челюскина. При этом для того времени пароход был очень современным, - построен на верфях в Дании в соответствии со специальными требованиями - «усиленный для навигации во льдах». Соответственно, его можно было использовать для арктической торговли. Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн.

Трагедия «Челюскина»…

16 июля 1933 года «Челюскин» под командованием первого капитана Петериса Биезайса (позже капитан Биезайс временно передал командование опытному полярному капитану Владимиру Воронину) и начальника экспедиции Отто Шмидта вышел из Ленинграда. Вначале все шло хорошо. Но, войдя в акваторию Чукотского моря, уже изрядно потрепанный «Челюскин» столкнулся с крупными льдинами, преодолеть которые судно было не в силах. 13 февраля 1934 года в 144 милях от мыса Уэлен и в 155 милях от мыса Северный «Челюскин», раздавленный льдами, за 2 часа ушел ко дну.

Пароход «Челюскин» в Чукотском море. Источник: beta.inosmi.ru

Надо сказать, опасаясь гибели корабля, экипаж подготовил все необходимое для выгрузки на лед, в том числе кирпичи и доски, из которых после построили бараки.

104 члена экипажа из экспедиции оказались вынуждены дрейфовать в суровом арктическом море на льдине. Среди них были десять женщин и двое детей.

В СССР развернулась грандиозная, не знающая аналогов в мировой истории, спасательная операция. Эвакуация осуществлялась с помощью авиации. Первый самолет, пробившийся к льдине и вывезший детей и женщин на материк смог приблизится к льдине 5 марта 1934 года. А последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года.

Эвакуация осуществлялась с помощью авиации. Всего было осуществлено 23 авиарейса. В итоге были спасены все 104 человека, которые выживали на льдине два месяца.

Схема операции по спасению экспедиции «Челюскина». Источник: teachron.livejournal.com

На путях дальневосточных магистралей…

В каждом населенном пункте СССР челюскинцев и их спасателей встречали как героев, с размахом. От Владивостока до Москвы участникам спасательной операции предстояло проехать на поезде.

Дальневосточные железнодорожники следили за спасением экспедиции вместе со всей страной. Каждый из трудовых коллективов дальневосточной дороги внес свою лепту в чествование героев.

Лётчики, которые вывезли челюскинцев на материк со льдины стали первыми Героями Советского Союза и были награждены высшей наградой страны - орденом Ленина.

Так коллектив станции Облучье провел до 30 поездов с отчислением средств в фонд постройки нового судна «Челюскинец».

Во Владивостоке по всем станциям, депо и дистанциям пути развернулась подготовка к встрече героев-челюскинцев и спасших их летчиков. А на протяжении всей железной дороги были изготовлены различные «производственные подарки».

Так, по всем цехам куста Вяземская проведены «специальные беседы о работе экспедиции товарища О. Ю. Шмидта». В качестве «производственного подарка» депо выпустило из промывочного ремонта три паровоза, один из них был специально собран.

«Родина» в болоте: триумф и трагедия женского перелёта
В ТЕМУ

Вагонный участок сверх плана заработал 100 рублей, которые отчислили на постройку нового «Челюскинца». Колонна ремонта пути взяла обязательство отремонтировать к 10 июня (ко дню прохода поезда с челюскинцами) первый и второй станционные пути. Смены станции и нарядчики кондукторских бригад отвели 10 поездов в фонд постройки нового судна. А путейцы отработали сверхурочно по 3 часа.

По Инскому кусту 2 и 3 июня были проведены митинги, где рабочие по собственной инициативе взяли на себя различные производственные обязательства. И все обязательства были выполнены в срок.

На собраниях выделены лучшие бригады паровозников, осмотрщиков вагонов, кондукторов и диспетчеров для ведения осмотра поезда «челюскинцев». Отмечалась высокая четкость в выполнении взятых обязательств, под лозунгом: «Работать как Челюскинцы и герои летчики».

Лётчики – участники спасательной операции. Источник: teachron.livejournal.com

Хабаровский узел организовал ударные бригады имени «Челюскинцев». Специально к встрече депо выпустило из ремонта паровоз № 1318 и четыре вагона. Станцию срочно привели в образцовый порядок, для чего покрасили все окна и двери, заборы, произвели остекление, высадили зелень.

Во время подхода поезда челюскинцев и их спасателей к станции Хабаровск — 1 на привокзальной площади встречали героев не менее 1170 человек.

И так на каждом участке поезд встречали лучшие ударники труда, а сами станции были приведены в порядок и украшены. Встречи были исключительно теплыми и сердечными.

Постскриптум

19 июня 1934 года челюскинцев торжественно встретили в столице. Так и завершилась история этой экспедиции.

Некогда грандиозное событие впоследствии отошло на второй план в памяти людей, став символом целой эпохи, — героики и приключения, отважных полярников и смелых пилотов.

Сегодня же в нашей стране о ней напоминают только названия географических объектов, экспонаты музеев и действующий Северный морской путь.


При подготовке статьи использованы материалы фондов Российского государственного архива новейшей истории, Государственного архива РФ, Информационного центра УМВД России по Хабаровскому краю, Российского государственного военного архива, Центрального архива ФСБ России, Российского государственного архива кинофотодокументов, Государственного архива Хабаровского края, а также ru.wikipedia.org.

В ТЕМУ:
Жизнь и подвиг лётчика Водопьянова

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен