Давно ли вы были на корриде, господа? Ни разу? Ошибаетесь. Вы участвуете в ней каждый день, меняя роли и маски. Стать вершителем судеб, человеком арены, предлагает зрителю премьерный спектакль театра «Триада» по пьесе Исаака Фридберга «Арена» (18+). Спектакль - режиссерский дебют Ильи Ли, ранее больше известного хабаровской публике как талантливый актер этого самобытного театра.

Итак, от вашего выбора зависит, чем закончится эта ежедневная коррида и кто же сегодня будет ее жертвой. Жребий брошен. Осталось лишь выбрать шар. Убить или умереть самому – выбор за вами.

Притча как реалити-шоу

- Когда я первый раз прочитал пьесу Исаака Фридберга, то понял, что самая главная моя задача - найти верное сценическое решение тех событий, которые описаны драматургом, - рассказывает постановщик и актёр Илья Ли. - И начались поиски! Они продолжались до тех пор, пока я мысленно не увидел пьесу, решенную в жанре интерактивного шоу с подключением к действию зрительного зала.

- И тут все сразу встало на свои места, пьеса зазвучала по-новому: вечные вопросы «быть или не быть», вечный выбор героя между жизнью и смертью, и твоя собственная жизнь, единственная, которая не всегда зависит от тебя… При этом мы не изменили в пьесе ни одного слова, просто нашли для себя единственный приемлемый вариант, - отметил начинающий режиссер.

Итак, перед нами - символический театр, пьеса - притча, аллегория, иносказание, порожденная еще советскими временами. При этом форма выбрана такая, что зрителю самому придется стать участником действа, в самом прямом смысле слова верша судьбы увиденных персонажей.

Убить или умереть - вот в чем вопрос

Интерактив, и правда, начинается буквально с порога. Чтобы стать участником этого «единственного честного интерактивного шоу», как заявлено в аннотации, нужно просто купить билет и занять свое место. По доброй воле, как неоднократно подчеркнет после конферансье, ведущий этого представления.

Но прежде, чем «Человек с микрофоном» начнет представление, вам придется стать его частью. Так сказать, присоединиться к толпе. И выбора у вас, увы, не остается. Впрочем, не остается его и после. Фраза «Делайте свой выбор, господа», прозвучит еще не единожды. И будет в ней некоторое лукавство, ведь решение порой продиктовано драматургией. Иначе история просто закончится - не начавшись.

Впрочем, сама идея именно такой вовлеченности публики (не будем раскрывать интригу) хороша. Но реализовать ее в полной мере, на мой взгляд, пока не удалось. Лично мне на предпремьерном показе все время чего-то не хватало. Возможно, виной тому чуть затянутое начало. Интрига, заложенная на старте, медленно остывала. Не спасала даже атмосферная музыка, которая во многом держала драматургию (Дмитрий Голланд, Мария Мудряк). арена триада

На сцене и за кулисами

Зато сразу можно отметить сценографию этой постановки (Сергей Ким). Арена, напоминающая одиночную камеру и стадион одновременно. Экраны, на которых мы впервые видим героя, костюмы основных действующих лиц - лаконичные, подчеркивающие характер. Прекрасная работа со светом, без которого невозможно представить эту драматичную и весьма сложную историю.

Особо хочется выделить исполнительницу единственной женской роди в спектакле, - актрису Олесю Маркину. От ее Марии, манкой, хрупкой, но такой коварной, невозможно отвести взгляд. Невероятная, завораживающая пластика, подчеркнутая длинным черным платьем со шлейфом, превращающимся вдруг в плащ матадора.

Впрочем, поддержала даму и мужская команда: Юрий Ракушевский (Человек с микрофоном), Юрий Шарымов (Орландо), Павел Данилкин (Тонино). Достойно смотрелись и главные антагонисты: Вадим Гончаров (Матадор) и Михаил Васюков (Панчо). Невозмутимы и максимально отстранены были «Механизмы для голосования» - Владилена Капрова и Юлия Новикова. арена триада

Выше гор могут быть...

В целом история сложилась. Автор, советский, российский кинорежиссер Исаак Фридберг, создавший эту пьесу еще в 1976 году, признавал, что арена для него – не просто место, где ради развлечения толпы проходит какое-то действие. Арена – модель мира, с его страстями и человеческими слабостями, с подлостью, низостью, благородством, наивностью, нежностью – где все переплетено и запутано. И каждый сам вправе решать, кем именно ему быть на этой арене.

В том числе волен решать и режиссер, как именно он прочтет эту историю. Волен решать и зритель. В этот раз мое прочтение с режиссерским не совпало. Где-то в середине истории так хотелось пожалеть этих странных персонажей арены, увидеть в них просто людей. Но не случилось. Жалко отчего-то никого не было.

Впрочем, в горы, пожалуй, поехать стоит. И покорить какую-то вершину. Как завещал великий бык Панчо, что в переводе на русский, оказывается, значит «свобода»...

Ну а хабаровские театралы могут свой выбор сделать сами: премьера спектакля «Арена» (18+) состоится в камерном театре «Триада» 27-28 мая.

Елена Семенова Фото предоставлено театром «Триада»


  • «Живут такие люди» — новый взгляд на рассказы Шукшина в спектакле выпускников Щепкинского училища — читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен