Хабаровский музыкальный театр вновь покорил достопочтенную публику. На сей раз, зрителям был представлен уникальной красоты и проникновенности Большой хоровой концерт «От Баха до АВВА», приуроченный к 75-летию главного хормейстера музыкального театра, лауреата знака «Почётный наставник Хабаровского края» Александра Константиновича Рыбкова. александр рыбков

Впервые музыкальный театр представил зрителям полномасштабный концертный проект, в котором роль главного действующего лица исполнил хор театра совместно со сводным хором детской музыкальной школы №1, хором краевого колледжа искусств под управлением Ольги Герасименко и в сопровождении симфонического оркестра под руководством Руслана Антипинского.

Бенефис хормейстера Рыбкова удался на славу! Каждое музыкальное произведение, будь то «Половецкие пляски» А.П. Бородина или «Реквием» Моцарта, произведения Иоганна Себастьяна Баха или Джузеппе Верди, Шарля Гуно, Вольфганга Амадея Моцарта или Георгия Свиридова, сопровождались продолжительными бурными овациями и аплодисментами.

Удержаться публике и не запеть вместе с хором театра популярные мировые хиты из репертуара группы «АВВА», «Битлз» и «Квин» не представлялось возможным и зал не только запел во втором отделении концерта«Yesterdey» Пола Маккартни и «Barselona» Фредди Меркьюри, но и заплясал, сидя на своих местах размахивая руками под любимые хиты.

Под нескончаемый шквал аплодисментов виновника бенефиса зрители осыпали букетами цветов, Министерство культуры края преподнесло почётную грамоту, а краевой музей имени Гродекова принял в дар от маэстро дирижёрскую палочку, которой в своё время, хормейстера Рыбкова одарил добрый друг и главный дирижёр Хабаровского симфонического оркестра Виктор Зигфридович Тиц.

Почему коренной пермяк более 40 лет назад оказался в Хабаровске и как из концертмейстера он перешёл в хормейстера став почётным наставником Хабаровского края? На эти и многие другие вопросы после окончания концерта Александр Константинович Рыбков любезно ответил для вас, уважаемые читатели. александр рыбков

Автобиография

Александр Рыбков родился в городе Пермь 13 июня в 1946 году в семье врачей. Мама работала в военном госпитале, а отец, Константин Фёдорович, прошагав всю войну военным врачом, привёз из Германии старшему сыну аккордеон, а младшему Рыбкову – немецкое пианино «Август Фёрстер».

Александр Константинович Рыбков, хормейстер Музыкального театра

В возрасте пяти лет мама с большим трудом нашла сыну учителя музыки и в 1951 году Саша Рыбков отправился в первый класс музыкальной школы при Пермском сельхоз институте.

К музыке особую тягу Александр не испытывал, но родительскую волю привык выполнять с детства, поэтому учился музыке на хорошо и отлично. Но больше всего ему не нравилась общеобразовательная школа, поэтому не сопротивлялся, когда родители определили его в Пермское музыкальное училище после окончания 7 класса.

Но и в училище ему не нравилось протирать штаны. А всему виной были увлекающие молодого человека книги Эдгара По, Ги Де Мопассана и Шопенгауэра, прочтением которых Сашу заразил старший брат принося редчайшие экземпляры книг из фондов старейшей центральной публичной библиотеки им. Горького.

С 14 лет Александр попробовал самостоятельно работать и у него это хорошо получилось. В 17 устроился концертмейстером в Пермское хореографическое училище с официальной записью в трудовой книжке.

В 19 лет рядовой Рыбков с гордостью отправился служить родине, где на втором году службы в ансамбле песни и пляски Сибирского военного округа встретил солистку балета, юную сибирячку – Наталью. После окончания срочной службы молодые расписались, и семья Рыбковых прибыла в Пермь.

В городе детства Александр восстановился и закончил музыкальное училище, одновременно продолжая свой трудовой путь концертмейстером в училище хореографическом.

Однажды, судьба привела Александра в Пермский оперный театр им. Чайковского, где при выпуске спектакля «Спартак» в котором маэстро работал основным концертмейстером балетной труппы, он познакомился с автором «Спартака», композитором классиком, Арамом Ильичом Хачатуряном, который специально прибыл на выпуск спектакля. александр рыбков

Это была знаковая встреча. После премьеры балета концертмейстер понял, что надо идти дальше и не засиживаться в городе детства, к которому совершенно не лежит душа. А лежала душа к Новосибирску, откуда родом любимая супруга.

Так, в 1971 году Александр получил приглашение в Новосибирский оперный театр концертмейстером и одновременно в Новосибирскую филармонию.В 1976 году окончил Новосибирскую государственную консерваторию имени Глинки. александр рыбков

Встреча с Хабаровском

-В Новосибирске, - рассказывает хормейстер, - мною были прожиты 7 счастливых лет. 7 лет опыта, поиска новых идей, увлекательных проектов и, вот, поступает совершенно неожиданное новое и заманчивое предложение из Хабаровска – поучаствовать в создании ансамбля «Дальний Восток».

Как не принять такое предложение, если первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС предоставляет отдельную квартиру молодой семье с двумя детьми прямо в центре города на ул. Ленина.

Принял, и приехал осенью 1978 года вместе с балетмейстером Назимом Нуруллиным и главным дирижёром и художественным руководителем ансамбля, Виктором Петровичем Морозовым. Сразу же начался совместный поиск артистов будущего звёздного ансамбля и создание первой программы, посвящённой Олимпиаде -80 в Москве.

Уже через год, 1979 года ко дню рождения комсомола первую программу просматривали и принимали члены крайкома КПСС во главе с Алексеем Климентьевичем Чёрным. Выступление «Дальнего Востока» пришлось всем по душе и отправился ансамбль по городам и весям на гастроли, а вместе с ним и Александр Константинович в лице главного дирижера и руководителя вокальной группы ансамбля.

Поиск своего пути

На исходе 1980-го года Александр Рыбков принимает решения уйти из «Дальнего Востока», так как почувствовал, что тяготеет к совершенно другой музыке, более глубокой, серьёзной, классической.

Так, душа и ноги привели музыканта сначала в краевую филармонию, а в 1981 году в Хабаровский музыкальный театр концертмейстером и дирижёром оркестра.

- Грянула перестройка, - вспоминает маэстро, - и всё вокруг вдруг стало сыпаться, и разрушаться. Дабы спасти оркестр, Виктор Тиц увёл симфонический за собой и сохранил его от верной гибели.

А я организовал общественное объединение с названием «Артцентр», в которое пригласил артистов краевой филармонии и тем самым спас наши филармонические лектории, имеющие просветительский характер, воспитывая и пробуждая в душах маленьких хабаровчан любовь и понимание к классической музыке и слову.

С артистами краевой филармонии мы разъезжали по детским садам и школам Хабаровска и Хабаровского края давая до 1000 концертов в год.

Совместно с Виктором Тицем и его симфоническим оркестром мы создали множество интересных проектов.

Провели фестиваль старинной и современной музыки. Поставили оперу «Верую» и оперу «Царская невеста» Римского – Корсакова.

Примечательно, что оперные партии на сцене концертного зала филармонии наравне с артистами филармонии исполняли, вполне профессионально - непрофессиональные певцы из студии сольного любительского пения при дворце профсоюзов, которой Рыбков руководил с 1982 года.

В 1995 году совместно с артистами из Владивостока –Ларисой Шалиной, Игорем Волковым и Юрием Лавретьевым, Рыбков осуществил ещё один проект и поставил оперу «Травиата» на сцене музыкального театра.

25 лет в музыкальном театре

В 1996 году, после окончания деятельности «Артцентра» маэстро был официально приглашён дирижёром в Хабаровский музыкальный театр.

-Это мои самые продуктивные, творчеством озарённые годы работы в театре, - продолжает делиться маэстро. - Самым важным, основным на сегодняшний день занятием всей своей жизни, я считаю не игру на фортепиано, не концертмейстерскую работу, которая привела меня к главному делу, а работу с голосом. Как ни странно, я – инструменталист и пианист, но при этом, с 2002 года начал заниматься педагогикой вокала.

- Откуда это пришло к Вам?

-Занятие вокалом меня всегда интересовало. Ещё в 1973 году в возрасте 28 лет, когда я начал работать аккомпаниатором в Новосибирской консерватории в классе профессора, народной артистки СССР Лидии Владимировны Мясниковой, она уже тогда мне позволяла вмешиваться во время занятий в процесс пения своих студентов третьего курса. За что я ей благодарен всю жизнь. Я благодарю её за правду, которую она для меня открыла словами «Санька, у тебя отменный вокальный слух!».

Тогда я не понимал, что это значит, но с годами всё прояснилось. Оказывается, я хорошо слышу на физиологическом уровне то, что происходит у певца во время исполнения той или иной партии. Не просто слышу, а чувствую и переживаю, особенно, если звучит неправильное пение. Молчать, когда слышишь фальшь невыносимо и так я стал учить вокалу певцов.

Первые ученики хормейстера

В 2002 году в Хабаровский краевой музыкальный театр была приглашена на роли героинь выпускница Дальневосточного института искусств Анна Новикова. По ее просьбе начались индивидуальные занятия с Александром Константиновичем, которые продолжались на протяжении пяти лет.В результате Анна Новиковастала ведущей артисткой Московской оперетты.

Другой ученик маэстро - Федор Атаскевич достиг не меньших высот. Не имея специального вокального образования, через 2 года занятий с Александром Константиновичем он стал лауреатом 3-ей премии на международном конкурсе имени Глинки под председательством народной артистки СССР Ирины Архиповой, и сегодня является ведущим солистом Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

Ведущими мастерами сцены стали артисты Хабаровского музыкального театра, которые занимались и занимаются у своего педагога-наставника: Валентин Кравчук, Татьяна Петренко и другие солисты. Достигли новых вершин мастерства под руководством Александра Константиновича артисты хора Александр Дегтярев, Юрий Васильев, Игорь Каербаев, Галина Гришина.

Можно ли научиться пению

-Как вы считаете, в любом возрасте можно научиться пению?

-Конечно в любом. И в пять, и в 75. Более того, работая над голосами с другими и давая им советы, я сам не заметил, как помог и своему голосу. Когда-то мне не удавалось зять верхнюю ноту ЛЯ, а теперь я беру даже верхнюю ноту СИ.

-У каждого ли человека есть голос и слух?

-Нет, не в каждом. Таланты и дарования отпускаются небом по-разному. Бывает, что музыкальный слух и голос передаются от родителей и прародителей. А бывает, что родители не имеют никакого отношения к музыке, а у детей есть и тяга, и талант. Вот сейчас ко мне придёт ученик на занятие по вокалу. Мама хотела, чтобы он стал успешным юристом, и он исполнил её желание, закончил вуз и стал юристом. Но три года назад пришёл ко мне заниматься вокалом. Уже через год я пригласил его петь в хоре театра. Отслужив армию он вновь возвращается в театр и это его выбор и его судьба.

-Правильно ли родители делают, когда отдают без желания ребёнка в музыкальную школу?

- Конечно правильно. Детей надо развивать. Вспомните дворянские семьи в России. Дети находились на домашнем образовании, но они в совершенстве владели языками, много читали, играли на музыкальных инструментах и пели. То, что получает ребёнок с детства, с этим он пойдёт по жизни. Поэтому и учить детей надо и принуждать детей тоже надо. Не насиловать, а принуждать. Потому что оболтусов растить не к чему. Чем меньше у ребёнка свободного времени, тем больше надежды на то, что вырастет хорошая личность.

- С какого возраста лучше начинать ребёнка приобщать к музыке?

-Чем раньше, тем лучше и обязательно смотреть на что ребёнок реагирует. Одному ребёнку нужна классическая музыка, другой тяготеет к народному пению, третий к ритмам. Подход у родителей должен быть индивидуальный к ребёнку и самое главное, не надо путать принуждение ребёнка и насилие над его личностью. Это разные вещи. Принуждать надо, потому что ребёнок должен чувствовать волю родителей, и не важно, касается ли это музыкальной, образовательной школы или другого вида деятельности

-Вернёмся к вашему феерическому концерту. Чья это идея?

-Идея Руслана Антипинского. Он мне предложил ещё несколько лет назад эту идею. Сначала мы делали отдельные номера серьёзных музыкальных полотен Моцарта и Бородина, которые не имеют отношение к нашей театральной деятельности, если сравнить с опереттой. Но два года назад он предложил сделать полноценный концерт, дабы показать зрителю, что в нашем театре есть профессиональный академический хор, и нам это удалось.

Считаю, что театру с Антипинским очень повезло. Он хороший музыкальный руководитель, профессиональный, молодой, деятельный, талантливый.Он ведёт большую работу в городе с детьми, с музыкальными школами и творческим центром Никитина, руководит детским симфоническим оркестром продолжая добрые традиции Виктора Тица, который тоже очень много работал с детьми.

-Что бы Вы пожелали большим и маленьким дальневосточникам?

-Внимательнее относится к себе, слушать себя. К сожалению, многие спохватываются слишком поздно, когда жизнь прожита достаточно легкомысленно. Я в подростковом возрасте часто задавал себе вопрос - зачем я пришёл в этот мир, и не находя ответа искал его и по мере взросления задавал себе вновь и вновь. Когда-то, я считал, что я пришёл в этот мир, чтобы построить дом, посадить дерево, вырастить сына.

Теперь же, прожив 75 лет, я глубоко убеждён что смысл жизни каждого человека заключается в том, чтобы внимательно к себе относиться и постараться не лениться, а реализоваться в жизни. Реализоваться так, чтобы в конце пути себе сказать, -«Я всю жизнь очень старался, я делал дело и даже, кое-чего добился в этой жизни!».

- Вы счастливый человек?

-Конечно, я самый счастливый человек на земле!

Татьяна Ванина Фото автора


  • «Счастливый Хабаровск»: тысяча участников арт-фестиваля удивили своим мастерством – читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен