Александр Красный - человек в Хабаровске известный. Художник, скульптор, писатель, путешественник. В его мастерской живут картины, которые еще ждут финального мазка мастера, сотни работ маэстро хранятся в музеях, галереях и частных коллекциях по всему свету- в Канаде, Японии, Италии, Франции, Китае… И даже в знаменитом музее современного искусства в Чикаго.

Деревня у мыса Убиенный

Мы с членом Хабаровской организации Союза художников России Красным земляки - много лет прожили на Нижнем Амуре, в Николаевске-на-Амуре. У нас немало общих знакомых и даже любимые места в городке у Татарского пролива «совпадают».

Александр Красный с женой Татьяной

Однажды Александр Анатольевич рисовал городской пейзаж на площади Ленина. Подошел к нему незнакомец, разговорились, и оказалось, что тот не просто земляк, а еще и председатель рыболовецкого колхоза в родных краях. «Приезжайте к нам в деревню, у нас в Иннокентьевке такие красоты, что пока их не изобразите, не уедете», - пригласил председатель.

Уговаривать художника не пришлось, купил холст и рамы под будущие картины, погрузил «набор художника» на «Метеор» и двинулся в дорогу. Поселили приезжего в гостинице при сельсовете, с дороги, как водится, банька с паром, сосед в парилке оказался разговорчивым, он и назвал Красному место, откуда вся деревенька, как на ладони - мыс Убиенный. Вскарабкался художник на скалу со странным названием, закрепил мольберт и холст, и дух захватило от вида - внизу деревянные домики, над головой облака. А на соседнее дерево уселся белоплечий орлан, грозным клекотом пытался прогнать чужеземца. Картину он тогда написал на одном дыхании, подарил ее местной школе. А еще узнал историю мыса, рассказанную старым нивхом. С экспедицией адмирала Невельского в стойбище прибыл православный священник, миссионер в рясе настолько активно насаждал православие среди местного населения, что решили нивхи от него избавиться. Заманили попа на высокую гору и сбросили вниз. Так гласит легенда. Она и дала название безымянному мысу. А художнику Красному - картину, которая осталась в Иннокентьевке.

В одной из поездок в Николаевск он картины не рисовал, решил заняться резьбой по дереву. Выделили ему избушку под мастерскую, лесовоз привез и скинул к крыльцу гору бревен. Александр Анатольевич вспомнил, как древние друиды передвигали каменные монолиты на легендарном Стоунхендже, и тоже применил технологию эпохи бронзового века. А потом в своей временной мастерской вырезал из деревянных столбов могучих исполинов. Александр Красный

Путешествия как осмысление жизни

Его прабабушку ветры революции занесли из мятежного Петрограда в город Севастополь, где поселилась она в крохотной комнатушке и работала дворничихой. Рассказывали, были у нее какие-то художественные таланты, возможно, они и передались правнуку. А вот в кого он такой заядлый путешественник, это его родословная умалчивает. Кажется, полмира изъездил, до американского штата Вашингтон даже добрался. Однажды пешком отправился в Приморье, пришлось путешествие на его очередное осмысление жизни, на ту пору ни к чему и ни к кому привязан не был, вот и отправился в дорогу. Как говорит, от отчаяния. А еще из-за мечты дойти до края моря. И ведь дошел. С мольбертом, красками и парой пачек «Беломора». Потом написал об этом путешествии один из первых своих рассказов «Трепанг».

Вышел на берег моря, поставил этюдник, собрался с мыслями, тут к нему подошел суровый человек с суровым вопросом: «Вы что здесь делаете? Это запретная зона». «Я художник» - честно ответил Красный. И это было почти паролем, нарушителю с мольбертом разрешили остаться в пределах погранзаставы, окруженной колючей проволокой. Морской берег, как и море, бескрайний, Александр Анатольевич и его исследовал, сперва набрел на городок ловцов запретного трепанга, потом стан геологов обнаружил, где неожиданные знакомства завел, например, с одним из музыкантов легендарной «Машины времени». «Характер художника, его темперамент и страсть… Здесь и скрыта таинственная сила творчества» - это он о себе. А еще мастер говорит, что по природе своей нарушитель – и в жизни, и в творчестве. И ему так жить интереснее, по своим правилам и принципам. Александр Красный

Картина с секретным кодом

Портрет прабабушки Красному написать не пришлось, не сохранилось снимка севастопольской дворничихи. Но недавно он познакомился с настоящим хабаровским дворником и написал его портрет - получился колоритный персонаж с хитрецой во взгляде, с растрепанной метлой.

Впрочем, он чаще пишет пейзажи, только его не привлечет заурядная картинка, ему надо, чтобы был в ней смысл и некая тайна. Вот как в «Бомбосовом ключе» - рассказывает, прошел по руслу и обалдел от красоты безмятежного ручья. Увидел деревянный мостик в деревушке Касьяновке, и вот уже двадцать лет эта картина художника - одна из самых популярных. А еще чаще у него «случается» фантастическая живопись вроде «Бездны» и «Веры». На вопрос «Какая работа самая любимая?» интриги не создает и не говорит, что «еще не написанная», а называет мистическую «Удовлетворитель». Правда, следом начинает многозначительно философствовать. Мол, великий художник и скульптор Микеланджело создал сотни прекрасных работ, а помнят потомки мраморного «Давида». Кстати, «Удовлетворителя» мастер от себя отпустил, хранится картина в частной коллекции, и она непростая, ее надо еще «расшифровать» как некий секретный код.

Закон сообщающихся сосудов

Неужели ему не хватало работы за мольбертом? Почему начал писать книги? Сам Александр Анатольевич в своем обращении к писательству противоречий не видит. Он любит сказки, в которых, как известно, есть намек, присутствуют элементы мистики и сюрреализма. А ему как-то привиделся сон, который снился несколько дней, как бы с продолжением. И он решил этот сон записать на листки бумаги. Чтобы не забыть. Сновидение, собственно говоря, и легло в основу его книги «Балансируя над бездной» - о любви, о смысле жизни. И посвятил он её своей жене Татьяне.

Однажды его картины купила группа продвинутых европейцев из Гонконга, и привлек их именно мистическо-сюрреалистический характер работ мастера. «Если востребовано, значит, я на верном пути», - определился Красный. Присутствие мистики в его книгах тоже объяснимо. Он рисовал картины, и они давали ему образы для рассказов. Он писал рассказы, и ему виделись сюжеты его картин. Это как закон сообщающихся сосудов. Жена Татьяна и друзья достаточно высоко оценили его первый печатный труд, книга быстро разошлась. Автор получил толчок и стимул писать дальше. И если первая книга была с черно-белыми иллюстрациями, то вторая уже с цветными. Конечно, это были работы художника Красного.

Портрет незнакомки. Двадцать лет спустя

Судьба закидывала с мольбертом и карандашами то на Таганку, то к Гостиному двору, то на улицы Хабаровска. Такой уличный художник на хабаровском Арбате. Во-первых, говорит, набивал руку, а во-вторых, это был неплохой заработок. Но как-то нарисовал карандашом черно-белый портрет девушки и не стал брать за работу плату, просто подарил его незнакомке. А потом долго жалел, что не попросил ни телефона, ни адреса...

Прошло двадцать лет. На одной из творческих встреч Красный разговорился с молодой женщиной и даже презентовал ей проспект с фотографиями своих картин. Тут и вспомнила она, что когда-то ее портрет нарисовал хабаровский художник и подарил, не взяв ни копейки. Увы, за давностью лет карандашный рисунок не сохранился. Слово за слово, вспомнилась одна деталь, вторая... Мол, был тот художник в очках, была у него татуировка на руке. Тут Александр Анатольевич и предъявил опознавательный знак. Тот самый господин случай, о котором еще Александр Пушкин писал. Надо ли говорить, что вторая встреча дала начало романтическим отношениям, и вот уже много лет Татьяна - жена художника. И растет у них любимая дочь. Александр Красный

Фото автора и из архива Александра Красного

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен