С первых лет своего существования коллектив Дальневосточного художественного музея одним из приоритетных направлений формирования коллекции выбрал тему современного искусства: искусства своего времени, оперативно запечатлевающего все то новое, что происходило в стране. вячеслав сидоренко

Сотрудники музея принимали активное участие в организации краевых художественных выставок, приглашая для участия в них художников из Москвы и Ленинграда, сами ездили в центральные города страны, посещали выставки советских художников и, естественно, приобретали работы в фонд молодого художественного музея в Хабаровске. Так в коллекции ДВХМ появились работы И. Серкунова, Ф. Богородского, А. Куприна, К. Каля, Г. Великановой, Ц. Сампилова и многих других.

Работа Вячеслава Сидоренко «Экскаваторы» была приобретена директором музея Петром Покровским в 1933 году с выставки «Таджикская ССР – Памир».

Вячеслав Леонидович Сидоренко (1901–1944) в городе Камышин Саратовской губернии. С 1918 года он учился живописи и рисунку в Саратове у архитектора А. З. Гринберга. В 1921 году В. Сидоренко поступил в знаменитое Боголюбовское училище, которое тогда носило соответственное времени название Художественно-промышленного института. Пройдя весь курс, до 1925 года, молодой художник работал под руководством двух замечательных мастеров, Петра Савича Уткина и Александра Ивановича Савинова.

Творческие успехи выпускника саратовского института Вячеслава Сидоренко были оценены наставниками очень высоко. Петр Уткин рекомендовал ему поехать в Москву для продолжения образования и снабдил рекомендательными письмами к А. Архипову и Р. Фальку – своему учителю и товарищу по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Другой целью, которую ставили перед собой и педагог, и ученик, было присоединение к экспонентам и участникам общества «4 искусства». Приехав в Москву и попав на собрание мастеров «4 искусств», Сидоренко почувствовал себя в родственной художественной среде. Так и планировал его учитель Уткин, сам постоянный участник выставок объединения. Более того, недавний студент вскоре стал играть активную роль в экспозиционной и организационной жизни общества. Он вел переписку со своими саратовскими товарищами, совместно с ними представляя коллективу «4 искусств» наиболее талантливую молодежь, обучавшуюся и работавшую в Саратове. Уже в 1926 году к московскому объединению вслед за самим Сидоренко присоединилась группа молодых представителей Саратовской школы.

С этих пор и до 1929 года деятельность Сидоренко была тесно связана с обществом, а потому и его творческая работа в основном проходила в Москве. Он создал несколько циклов московских пейзажей, написал ряд портретов. Дважды за этот период он побывал в творческих командировках на строящихся индустриальных объектах. вячеслав сидоренковячеслав сидоренко

В 1932 году Вячеслав Сидоренко стал художником Таджикской комплексной экспедиции АН СССР на Памире. Судьба дала ему уникальную возможность не только увидеть своими глазами природу овеянной мифами «Крыши мира», но и стать участником крупнейшего события в истории ее исследования. Перед экспедицией стояли сложнейшие научные, культурные и спортивные задачи. В ее состав входило около 1000 человек – специалисты различного профиля и знаменитые альпинисты. Даже с точки зрения сегодняшнего дня такой объем работы представляется титаническим.

Работа экспедиции проходила в трудных условиях. Не обошлось без человеческих жертв; многих преследовали болезни. Однако результаты ее поражали своим масштабом. Была составлена подробная геологическая карта, вскоре началось строительство множества рудников. По итогам был издан двухтомник трудов экспедиции, а сама она была преобразована в постоянно действующее научное учреждение. Произошло в ее ходе и выдающееся спортивное событие – первовосхождение альпиниста Е. М. Абалакова на открытый недавно памирский семитысячник Пик Сталина.

По итогам первого этапа экспедиции в 1933 году в Москве была организована выставка «Таджикская ССР – Памир», на которой было представлено сотни рисунков, эскизов и набросков, созданных художниками в творческой командировке на Памир. Среди прочих была и работа Вячеслава Сидоренко «Экскаватор», которая в тот же год вошла в фонд Дальневосточного художественного музея.

На холсте среднего размера в эскизной манере изображены работающие в карьере экскаваторы. Горячий южный воздух, жаркое солнце наполняют эту работу. Камертон цветовой гаммы составляют теплые золотистые тона. Сочетания локальных пятен охристого, синего, зеленого не нарушают общего единства колорита, но обогащают его звучными, органично подобранными красочными аккордами. Предельна интенсивность чистых красок: они кажутся наполненными энергией и светом изнутри. Плотная материя корпусной живописи формирует цельную ткань картинной поверхности. Эта работа характеризует В. Л. Сидоренко и как прекрасного колориста и, в то же время, живо и убедительно передает дух эпохи – времени больших строек и освоения новых земель.

Жизнь Вячеслава Сидоренко оборвалась рано, когда художник был в самом расцвете творческих сил. На долю его досталось жить в самое тяжелое время не только для искусства, но для социальной, политической и духовной истории России. Он ушел во время войны, в 1944 году, пополнив скорбный список тех выдающихся мастеров самых разных направлений, кто безвременно погиб на фронте, умер от блокадного голода и истощения болезнями. вячеслав сидоренко

Марина Константинова, заведующая сектором современного искусства ДВХМ


  • «Амур Василия Беляева в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен