В продолжение серии статей о предметах искусства Дальнего Востока и Крайнего Севера России из собрания ДВХМ, запечатлевших сказания и мифы населяющих эти края народов, рассмотрим текстильные настенные ковры, вышитые в технике аппликации и выполненные в соответствии с национальными традициями нанайского декоративно-прикладного искусства. Это ковры, отражающие мифологическое представление о наличии в начале времён в небе трёх солнц. три солнца

Солнечная символика, присущая многим народам мира, не чужда и аборигенам Приамурья. Мотив трёх солнц представлен в музейных настенных коврах, выполненных в 1986 году мастерицами Бельды Ларисой Ганзуливной (главное фото, рис. 3), Ходжер Татьяной Константиновной (рис. 1), Степановой Аграфеной Егоровной (рис. 2), и в 1990-м – Заксор Любовью Мальтовной (рис. 4).

(рис.1) Ходжер Т.К. - Ковер

Именно скруглённый орнаментальный элемент с четырёхчастной симметрией, который окружает непрерывная вязь орнамента, вписываемая в ромб, считается иконическим обозначением Солнца. Тем более в контексте описываемого мифа данный знак повторяется от двух до трёх раз. Следует, однако, отметить и сольное появление такого элемента на работе вышивальщицы А.Е. Степановой (рис. 2). Здесь буквальность образа не оставляет сомнений в том, что перед нами солярный знак. Также, говоря о единственном солярном знаке в пространстве ковра,нельзя не заметить вписывающиеся в тематику мифа две работы Ларисы Ганзуливны Бельды, на одном из которых два солнца (главное фото), на другом – одно (рис. 3). Вероятно, единый год создания – 1986 – говорит о замысле мастерицы создать композицию из двух ковров, относящихся к одной истории.

(рис.2) Степанова А.Е. - Ковер

Известная приамурская легенда о существовании трёх солнц во времена зарождения мира красной чертой проходит через материальную культуру всех приамурских этносов,на декоративных изделиях отражаясь в орнаменте. Этот миф относится к разряду космогонических, объясняющих процесс становления мира в то состояние, в котором его наблюдают современники, и затрагивает не только присутствие на небе единственного дневного светила, но и возникновение многих других явлений, включая создание петроглифов Сикачи-Аляна. Однако в силу того что культура приамурских аборигенов была дописьменной и сказания передавались из уст в уста, часто интерпретируясь по-разному, в зависимости от памяти или желания сказителей, а также от разных языков и диалектов приамурских народов, мы можем наблюдать несколько версий одной и той же легенды.

Вот два сокращённых варианта мифа:

«Давным-давно на небе появились три солнца. Почернела земля, потрескалась, деревья и травы погибли. Вода в реке кипела, гибла рыба. Крылья у птиц обуглились, именно так появились вороны. Люди, спасаясь от солнц, ушли под землю и выходили лишь по ночам. Тяжело стало жить. Стали люди молиться богу Земли дракону Кайласу. Просили отвести беду, спасти их от верной гибели. Сжалился Кайласу над людьми и послал на помощь своих сыновей-близнецов Адо. Красивых, сильных и бесстрашных юношей. Сначала братья-близнецы решили спасти оставшуюся рыбу, ведьрыба – главная пища людей. Отыскали братья много плоских камней и привязали к голове каждой рыбины. Под тяжестью камней рыбы ушли глубоко на дно и там, в прохладе, спаслись от пекла. Чтобы убить два лишних солнца и спасти землю от вымирания,взяли братья-близнецы острые стрелы, натянули луки, прицелились и сразу же поразили насмерть одно солнце. Сраженное, оно ушло в подземный мир. Однако оставшееся в живых второе лишнее солнце ещё злеестало опалять и без того уже высохшую землю. Снова взяли братья-близнецы острые стрелы, снова натянули луки, но промахнулись. Хитрое солнце уворачивалось от стрел и пряталось за горами. Несколько дней охотились братья Адо,совсем из сил выбились, но все-таки меткая стрела одного из братьев пронзила раскаленный шар, и второе солнце ушло в подземное царство. На землю сразу опустилась прохлада. Люди вышли из своих укрытий и воспели братьев-близнецов. С той поры сыновья-близнецы дракона Кайласу сами стали богами. И называли их уже не иначе как Адо-сэвэни».

Вторя легенде, в работе А.Е. Степановой (рис. 2) присутствуют два окружающих Солнце полумесяца, в орнамент которых вписаны стилизованные драконы. Возможно, автор отсылает нас к сыновьям дракона Кайласу. Сам же миф,по-видимому,рассказывает также о происхождении культа близнецов «адау» (братья Адо) у нанайцев.

(рис.3) Бельды Л.Г. - Ковер

Вторая версия легенды записана ещё в 1922 году исследователем И.А. Лопатиным. Мотив трёх солнц в ней второстепенный, главное же действие повествует о происхождении шаманизма. Герои легенды – дети божеств, брат Ходай и сестра Мяменди.

«Жили в начале Света три бога: Шанвай, Шанкоа и Шанка, у каждого из которых было по лебедю-ныряльщику. Решили как-то боги послать своих лебедей на речное дно, чтобы достать песок и камни для сотворения суши. Птицы нырнули и пробыли под водой семь дней. После создали Шанвай, Шанкоа и Шанка из камней женщину Джулчи, мужчину Кадо (Хадай) и деву Мамилчжи (Мяменди)(имена персонажей могут меняться в разных версиях по указанным выше причинам). Из крови Мяменди, пролитой из пальца, образовалось три первых человека, от которых пошёл весь людской род (то есть сестра выступает праматерью человечества, некоей плодородной (природной) силой, рождающей жизнь).

Три солнца описываются как априорное явление, мешающее человечеству развиваться. Заботясь о своих детях, Мяменди просит брата избавить мир от лишних светил:«Послушался Ходай своей сестры, взял лук, стрелы и поднялся на высокую гору. Натянул он лук и выстрелил в одно солнце. Попала стрела в намеченное солнце, и оно потухло. Выстрелил Ходай в другое, и оно потухло. После этого людям стало жить легче, и они стали плодиться больше и постепенно жить стало тесно». Тогда Мяменди опять попросила брата: «Что ты, старик, не откроешь дверь на тот свет?» Пошел старый Ходай искать дверь на тот свет, нашел и отпер». Впоследствии Ходай становится первым шаманом на земле. Он распространяет знание о похоронных обрядах и проводах душ в загробный мир, чтобы освободить землю от тел и душ умерших.

Заметим, что космогония легенды помимо небесных явлений вскользь затрагивает и происхождение земной тверди. Миф со схожим мотивом изображается на коврах ульчей. Но эту историю мы опишем в следующей статье.

(рис.4) Заксор Л.М. - Ковер

Мотив трех солнц, два из которых убивают герои сказаний, – часть мифологического комплекса представлений коренных дальневосточников о происхождении мира, затрагивающего многие аспекты бытия. Возможно, из-за высокой вариативности и универсальности данных тем мы не видим стойкого сюжета в узорах ковров. Либо их стилизация настолько высока, что уловить её могут только носители определённой культуры. Тем не менее, оценить эстетику нанайского орнамента, в котором присутствует мотив мифа о трёх солнцах, вы можете на приамурских коврах,экспонирующихся на тематических выставках Дальневосточного художественного музея.

Ковальчук А. М., специалист ДВХМ Главное фото: Бельды Л.Г. - Ковер


  • «Эвенкийский кумалан» в коллекции Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен