Коллекция народного декоративно-прикладного искусства Приамурья в Дальневосточном художественном музее располагает восемнадцатью блюдами, сплетёнными из лозы и тальника. Техника плетения использовалась преимущественно народами, проживающими на берегах реки Амур и её притоках, такими как ульчи и нанайцы. плетеная посуда

Они же в свою очередь переняли её у русских переселенцев в XVIII–XIX веках. И несмотря на относительную молодость данного вида искусства у коренных приамурчан, это направление приобрело свои самобытные особенности, вероятно, в силу склонности этносов к декорированию. Такие изделия могли соединяться в двойные и тройные блюда с единым дном, в которые вплетались края больших и маленьких тарелок. плетеная посуда

(рис.1) З.А. Пластина - Блюдо двойное 1991

Плоские тарелки и блюда из лозы и тальника по-нанайски называются «урактами», по-ульчски – «соро». Обычно им придавалась круглая форма, иногда овальная, очень редко –прямоугольная. В стенах ДВХМ можно увидеть тарелки в основном круглой формы. плетеная посуда

У нанайцев и ульчей такая посуда делалась изначально в практических целях. Одно из назначений– подача блюд из рыбы на стол. Так, например, в двойном соро в маленькой тарелочке в центре можно было подать кусочки рыбы, а вокруг, по краям большой тарелки, поместить, к примеру, ягоды. Либо, как утверждают некоторые современные мастера, плетёная структура посуды подходила для просеивания красной икры. Однако же в силу изменения быта и замещения традиционной утвари товарами массового производства к концу XX века утилитарная функция предмета по большей части была утрачена. Эстетические и декоративные свойства соро и урактами стали определяющими при создании сувенирной продукции.

(рис.2) З.А. Пластина - Саро тройное 1983

Данному переходу от утилитарного применения к исключительно декоративной функции блюд способствует и сложность сбора и обработки материала: в определённое время года(весной), нужно срезать у основания ствола тонкие гибкие корни, вытягивая их, как веревки из песка, смотать в пучки и подвесить в сухом помещении. Кроме тальника, использовались прутья кустарников лозы (по-нанайски – «воченкура»), которые собирали в прибрежной полосе пойменного леса, после отмачивали в холодной воде, пока прутья не становились мягкими и гибкими.

Сейчас сложность сбора состоит также в том, что найти длинные однолетние гибкие ростки достаточно трудно. И само изготовление требует от мастера терпения и усидчивости. Плетение дна и ажурного края всегда начинается из средины донышка и затем переходит на «кружевное» плетение краев. Ни один узор «тальникового кружева» не повторяется, каждое изделие эксклюзивно. Разнообразие в рисунок из прутьев вносится с помощью сочетания тёмного и светлого цветов, что достигается с помощью переплетения тёмных с оставленной на них корой и зачищенных светлых ростков.

(рис.3) О.Л. Росугбу - Плетеное блюдо

В фондах Дальневосточного художественного музея плетёные приамурские блюда ярко представлены творчеством ульчски хмастериц Зои Александровны Пластиной и Очу Лукьяновны Росугбу. З.А. Пластина – великолепный мастер по изготовлению соро. На выставке «Северная цивилизация на пороге XXI века» (Москва, 1999) были показаны ее последние произведения, хранящиеся ныне в Дальневосточном художественном музее(главное фото, рис. 1). Пластина также мастерски создавала и тройные блюда (рис. 2). О.Л. Росугбу – известный амурский мастер, член Союза художников России. Она владела многими технологиями ульчского декоративно-прикладного искусства, в том числе плетением из лозы и тальника(рис. 3, рис. 4). Её произведения участвовали в зональных выставках, имеющих общее название «Советский Дальний Восток» (Улан-Удэ, 1969; Владивосток, 1974; Чита, 1980), всесоюзных выставках «Светская Россия» (Москва, 1970, 1985), зарубежных выставках –в Японии (1966); Венгрии и Чехословакии (1974).

(рис.4) О.Л. Росугбу - Блюдо двойное «соро»

В собрании музея хранятся прекрасные работы нанайской мастерицы Аси Кирилловны Бельды. В 2003 году она получила звание «Лучший мастер Амура», в 2004 году победила в краевом конкурсе в номинации «Лозоплетение». Работы А.К. Бельды украшают коллекцию народного искусства ДВХМ (рис. 5, рис.6).

(рис.5) А.К. Бельды - Блюдо круглое
(рис.7) А.К. Бельды - Блюдо

Также в музее хранится некоторое количество плетёной посуды конца XIX–начала ХХ века, чьё авторство не может быть установлено. Однако данные экспонаты представляются нам наиболее традиционными образцами искусства лозоплетения. На один из таких экспонатов можно посмотреть на действующей сейчас выставке «На амурских просторах».

Антон Ковальчук, специалист ДВХМ Главное фото: З.А. Пластина - Блюдо 1991


  • Игрушки народов Приморья и Приамурья из собрания Дальневосточного художественного музея - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен