С книгой и смартфоном — на литературной волне: что читала наша редакция этим летом
Лето прошло... И пора «отчитаться» перед нашими читателями о том, что же, кроме журналистских заметок, новостей, полезных и не очень статей, читала наша редакция в три летних месяца.
Увы, приходится констатировать, что теплое время года не располагает к обстоятельному чтению. Слишком уж много отвлекающих моментов, от дачи до путешествий, от работы до семейных забот. Книжку раскрыть некогда! Но, к счастью, у всех есть выход в мобильный интернет, а значит, и возможность урвать страницу-другую.
Поэтому, благодаря облегчающему жизнь прогрессу, кое-какими своими находками, на пользу наших почитателей, мы готовы поделиться. И заодно подтвердить истину: дело не в количестве, а в качестве. Что ж, почитайте о том, что почитали мы. Если заинтересуетесь, возьмите на заметку и даже, может быть, последуйте нашему примеру.
Алексей Денисов, руководитель компьютерного центра
Роман колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса «Осень патриарха» (16+) я читал неоднократно, а недавно перечитал еще раз. Это не просто роман, а монументальное, сложное и завораживающее произведение, я считаю — вершина творчества Маркеса. Книга для вдумчивого чтения, она требует усилий, но щедро вознаграждает за них.
Про историю создания произведения можно отметить, что автор не писал портрет кого-то конкретного или вымышленного диктатора. Собирательный образ списан с жизни реальных глав государств Латинской Америки: Фульхенсио Батисты (Куба), Родригеса де Франсия (Парагвай), Хуана Гомеса (Венесуэла) и других.

Маркес создал архетип, в котором узнаются черты многих реальных исторических фигур, а также можно провести параллели с механизмами власти. Коррупция, продажность элит, создание образа врага, информационная изоляция лидера, слепое поклонение — вот они, универсальные черты авторитарной системы.
Главная тема романа — исследование феномена власти, которая показана не как политический институт, а как внутреннее состояние, разъедающее и правителя и подвластных. Абсолютная власть приводит к абсолютному одиночеству. Диктатор становится заложником собственного положения, теряет связь с реальностью и в итоге, с человечностью, с собственным «я».
Язык изложения помогает проникнуться этим миром: поток сознания перетекает от одной истории или события к другим, стирая границы между временем, расстоянием, реальностью, вымыслом, словами окружающих, мыслями в голове самого Патриарха…
Сложная структура романа — это не просто литературный эксперимент. Хаотичное, повторяющееся, почти мифическое изложение старается передать суть диктатуры: смешение правды и лжи, культ личности, созданный пропагандой, и коллективное восприятие власти народом.
Если вы заинтересовались, хочу предупредить: читать «Осень Патриарха» сложно, но если втянетесь — оторваться невозможно.
Светлана Калинина, редактор газеты «Солнышко»
Летние месяцы — время напряженной работы в саду-огороде, когда на чтение книг времени почти не остается. В такие периоды лишь редкие минуты отдыха позволяют мельком просмотреть что-то в мобильном интернете. Именно так я и наткнулась на рубрику женских историй в соцсетях. Большинство заметок показались мне поверхностными и предсказуемыми, но одна глубоко запала в душу.
Да и как тут не впечатлиться. На собственной свадьбе сын назвал свою мать, работающую уборщицей, «бомжихой». Он настолько презирал ее, что готов был предстать перед новыми родственниками безродным сиротой!
Между тем его мама пережила нелегкое детство: ее родители были лишены родительских прав, а сама она выросла в детском доме. Затем предательство любимого человека.
Одному лишь богу известно, каких неимоверных усилий ей стоило вырастить сына в одиночку. Желая дать любимому чаду все то лучшее, чего была лишена сама, она баловала его, но упустила главное: не привила уважения к труду и сострадание. В итоге сын вырос неблагодарным эгоистом.
Сама будучи жертвой обстоятельств, она теперь видит, как ее сын, возможно, неосознанно, причиняет ей глубокую рану. Между тем ее готовность идти на любые жертвы ради него — это пик материнской любви, безграничной и самоотверженной.
Ее решение появиться на свадьбе, несмотря на явное нежелание сына, стало переломным моментом. А когда она взяла микрофон, все присутствующие замерли в изумлении.
История, прочитанная мной между делом со смартфона, это не просто семейный конфликт. Здесь переплелись хрупкая любовь и острая боль, коварное предательство и несгибаемая сила духа. Такие истории всегда цепляют, зацепило и меня. Хотя, может, кому-то это покажется сценарием для мелодраматического сериала.
Ирина Климченко, редактор газеты «Анонс»
Это лето выдалось у нас в семье очень волнительным: выпускной сына, его поступление в вуз. Пришлось помотаться на поезде между городами. Благо поездки были недалёкими. Но далеко или близко — неважно, чем-то занять себя хочется даже в электричке. Кто-то «сидит» в телефоне, а я всегда беру с собой рукоделие и книгу.
В этот раз мой выбор пал на роман Джилли Макмилан «Няня» (16+). Взяла я книгу, как всегда, на развале возле краевой научной библиотеки. Заинтриговала аннотация: «элегантный и пугающий триллер о семейных секретах и страшных обманах».

Действие происходит в современном мире, но речь идёт о старинном английском роде, живущем в фамильном поместье. Главные герои — молодая вдова Джо, её дочь и мать. И таинственная няня Ханна.
Финансовые трудности не оставили Джо и её 10-летней дочери иного выбора, кроме как вернуться под старинный, но негостеприимный кров её матери — леди Вирджинии Холт, аристократки старой закалки. Их отношения всегда были прохладными, а жизнь в фамильном поместье, полном невысказанных упрёков и тягостных воспоминаний, давалась Джо нелегко.
Попытки наладить быт и забыть о прошлом оборвались в одно мгновение, когда в озере на территории поместья Джо случайно находит человеческие останки. Леденящий душу ужас вызвал не сам факт находки, а мгновенная, нахлынувшая из детства ассоциация — Ханна. Обожаемая няня, таинственно исчезнувшая 30 лет назад без следа и объяснений. И вдруг Ханна в их семье появляется вновь. Но та ли это няня?
Роман держит интригу до последней страницы. И только к концу понимаешь, что он, собственно, не об убийстве, а об отношениях близких людей. О любви и ненависти, от одной до другой — всего один шаг. И если вы любите таинственные детективы с психологическим подтекстом, эта книга для вас.
Кстати, в поезде один из попутчиков — молодой тренер юной команды хабаровских пловцов, обратив внимание на обложку, сказал: «Судя по всему, солидная книга». А когда я коротко пересказала содержание и отметила, что роман из категории хороших женских детективов, почему-то шёпотом признался: «А я в детстве Донцову читал». Каково же было его удивление, когда я ответила, ничуть не скрываясь: «А я Донцову и сейчас читаю. Помогает разгрузить мозг». Увы, до Донцовой этим летом руки так и не дошли…
Наталья Сорокина, главный редактор сайта «Хабинфо»
Летом я была загружена работой. И как бы ни хотелось уделить время чтению, свободного времени практически не оставалось. Несколько раз пыталась погрузиться в произведение Чехова, но тянуло к чему-то более лёгкому. При этом читать что попало тоже не хотелось.
Однажды, листая ленту в интернете, наткнулась на фанфик, который был посвящён миру, где сосуществуют маглы, волшебники и, конечно же, тот, чьё имя нельзя называть.
В центре онлайн-произведения — события, происходящие за несколько лет до поступления Гарри Поттера в Хогвартс. Фанфик под названием «Арктурус Малфой» (16+) представляет историю старшего брата Драко Малфоя. Да, в оригинале у него не было брата. Но что, если бы он был?
Сюжет затягивает необычным поворотом: в результате загадочного ритуала обычный человек из нашего мира оказывается в теле этого самого брата. Причём этот человек прекрасно осведомлён о книгах, их авторе, экранизациях и актёрах, сыгравших роли в фильмах. И, конечно, о том, что будет дальше по сюжету.
Такая концепция, наверное, воплощает заветную мечту каждого фаната — не просто наблюдать со стороны, а стать непосредственным участником событий магического мира. Попав в тело Арктуруса, главный герой получает уникальную возможность влиять на ход истории, возможно, даже изменить судьбу некоторых персонажей или предотвратить трагические события.
С этого момента начинаются приключения героя в магическом мире. Его ждёт знакомство с учениками и преподавателями, погружение в мир магии, борьба с собственными амбициями и сложный процесс самопознания. Однако не всё складывается гладко — процесс слияния двух сознаний в одном теле оказывается непростым испытанием. Что ждёт героя впереди, остаётся загадкой.
Изначально Арктурус ставит перед собой амбициозную цель: предотвратить трагические события, описанные в оригинальных книгах. Но удастся ли ему это осуществить? И главное, захочет ли он в итоге менять предначертанный ход истории? Автор пока держит интригу, оставляя эти вопросы без ответа. Работа над фанфиком продолжается, и фантазия автора способна увести сюжет в самые неожиданные направления.
Автор подчёркивает, что строго придерживается канона оригинальной вселенной. Это означает, что принципы действия магии, описание локаций, включая здания и помещения, а также характеры каноничных персонажей останутся неизменными. При этом сюжет будет обогащаться новыми персонажами, которые впишутся в уже знакомый читателям мир и внесут свежие элементы в повествование.
Мария Минчева, и.о. главного редактора «МК в Хабаровске»
Лучший подарок — книга. Так мы посчитали с мужем и, зайдя в один из книжных магазинов Владивостока, направились к полкам с детской литературой. Захотелось подобрать подарок для дочери к приближающемуся дню рождения.
Нам приглянулся необычный экземпляр под названием «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» (0+). Книгу написала скандинавская писательница Анне-Катрине Вестли. Ее с любовью называют Бабушкой всей Норвегии.

Писательница создала серию рассказов о большой и дружной семейке, в которой растут аж восемь детей. Каждая книга является продолжением предыдущей. Мы с дочкой взахлеб прочли первую. Познакомились с домочадцами, их бабушкой и поняли роль грузовика в жизни семьи.
Читалось на одном дыхании, страницу за страницей пролистывали, как кадры из фильмов просматривали. Настолько живо и захватывающе, что к середине книги за развитием сюжета с любопытством следила не только моя семилетка, но и меня захватило. Поймала себя на мысли: умеют же люди не просто выживать в однушке и кухоньке вдесятером, а радуются жизни вместе, уделяют внимание каждому и прививают семейные ценности с детских лет. Родители не сдаются и не брюзжат, а детишки друг за друга — горой!
Представьте, в XXI веке дети радуются собственной кровати и уютному уголку в общем жилище, пускай и компактном. Что ценно, их бабушке тоже находится местечко в дружном семействе, хотя и приходится спать на кухонном столе…
А за несколько километров от них, в глубинке, оказывается, живет пара стариков, у которой другие желания. Они хотят обычных благ цивилизации: плиту, а не печь в доме; центральное водоснабжение, а не колодец во дворе. В конце этой истории каждый получил свой островок счастья. Хочется верить, на нем будет хорошо и комфортно каждому персонажу. Закрывая эту книгу, мы с дочкой решили узнать, как же сложилась жизнь семьи в их новом доме в деревушке, и обязательно прочтем продолжение.
Ольга Ушакова, редактор газеты «Хабаровский пенсионер»
Этим летом главным пользователем моей домашней библиотеки был годовалый внук Гена. Оказавшись у меня в гостях, малыш первым делом устремлялся к книжному стеллажу, благо полки начинаются сразу от пола. На двух нижних Генчик и выискивал, что бы «почитать». Выбрав, на его взгляд, подходящую книжку, он усаживался посреди устроенного им погрома, разворачивал добычу на коленях и яростно тыкал пальчиком в страницы: «Та-та-та…»
От такого интенсива некоторые книжки приходилось экстренно спасать. Так, из рук внука я успела выхватить старую, с бумажной обложкой, книжицу, изданную в 1981 году: Александр Алексеев «Хозяйка залива Счастья» (16+). Это документальная повесть о судьбе жены и сподвижницы исследователя устья Амура Геннадия Невельского — Екатерины Невельской, в девичестве Ельчаниновой. Первой русской женщины, оказавшейся в низовьях дальневосточной реки.
В 1850 году этой дворянке 18-ти лет от роду пришлось оказаться в почти первобытных условиях. Например, их зимовье на Петровской косе в заливе Счастья (название дано Невельским) заметало снегом так, что наружу приходилось выбираться через крышу…
Но Екатерина Ивановна вынесла всё. Учила гиляков сажать огороды, мыться, голодала вместе с другими членами экспедиции, похоронила на Петровской косе своего первенца…
Я читала и думала: как мало, как схематично мы знаем историю родного края. Мысли обрели судьбоносную форму. Мне очень захотелось почитать как можно больше на эту тему. И я вспомнила о Николае Задорнове. Его роман-эпопея о заселении амурских берегов «Амур-батюшка» у меня был. С него и начала.
Признаюсь, раньше никогда я не испытывала таких эмоций, как во время чтения этого романа. Чувство сопричастности не покидало меня, ведь в книге так много знакомых топонимов! Да и кто из моих земляков не слышал их: Мылки, Бельго, Горюн-Горин, Хунгари…
И даже фамилии мне казались знакомыми: Бормотовы, Кузнецовы — я их точно слышала в детстве от родителей! А это герои романа. Да-да, мои предки, хотя и подневольно, тоже оказались среди первостроителей Комсомольска-на-Амуре, который более полувека спустя после описываемых событий возник на месте села Пермского (в романе Задорнова это Уральское).
Плюс в детстве и юности среди моих знакомых было много нанайцев. Достаточно сказать, что в сельской школе села Вознесенского, при которой был интернат для нанайских детей, в нашем классе было 10 русских, 11 нанайцев. Село это образовалось в те же переселенческие 1860-е годы, описанные Николаем Задорновым в романе «Амур-батюшка». И значительную часть романа занимают взаимоотношения переселенцев с коренными жителями.

Еще одним притягательным для меня персонажем стал главный герой — преселенец-землепашец Егор Кузнецов. Дело в том, что моего деда по материнской линии звали Егор. Их семья, правда, на полвека позже описываемых в романе событий, тоже такие же переселенцы. И читая книгу Задорнова, я не могла отделаться от мысли, что читаю про своих предков.
А далее, подстегнутая находкой годовалого внука, я скупила на одном из маркет-плейсов все романы Николая Задорнова об освоении Дальнего Востока: «Далекий край» (16+), «Первое открытие» (16+), «Капитан Невельской» (16+), «Война за океан» (16+), далее идет «Амур-батюшка» (16+), которая у меня уже была, и, наконец, «Золотая лихорадка» (16+) — окончание всей эпопеи, в которой рассказывается о дальнейшей судьбе героев «Амура-батюшки» и их потомков. Именно в такой последовательности и надо читать весь цикл. Но для меня это уже осенне-зимняя история, начавшаяся дождливым и душным хабаровским летом 2025 года.
Екатерина Подпенко, корреспондент
Признаюсь честно: когда увидела список книг, которые прочитали коллеги, почувствовала легкую панику. Мой вклад будет несколько нестандартным, ведь в летние месяцы я, к своему стыду, провела в состоянии «книжного голодания».
Если бы это был детектив, мою историю можно было бы озаглавить «Дело об исчезнувшем времени». Виновники найдены: вереница рабочих проектов, дедлайны и вечерняя усталость, когда вместо книги рука сама тянется к пульту от телевизора.
Впрочем, искренние рассказы коллег о прочитанном вдохновили меня составить собственный список для зимнего чтения. Например, «Убийство и кексики» (18+) Питера Боланда, «День, когда я научился жить» (16+) Лоран Гунель. Всего не перечислишь — в моем списке 47 книг. Не факт, конечно, что я все прочту, но обещаю к следующему обзору исправиться и хотя бы частично наверстать упущенное.
А пока… Такие живые и разные литературные предпочтения коллег сами по себе читаются как увлекательный роман!
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен