О штопоре, утке и тяжёлом мазуте: фестиваль «Зин-Зин» состоялся в Хабаровске
Фестиваль современного самиздата «Зин-Зин» (16+) вновь прошёл в Хабаровске. На сей раз с большим размахом — прислали 316 заявок из 36 городов России. Более того, «зины» продолжали приходить до самого последнего дня фестиваля.
Но что же такое «зин»? Слово пришло к нам от «magazine» — журнала в переводе с английского. Частицу zine оставили и оно обрело новое значение — авторский журнал. Но для простоты понимания не так давно придумали более звучный термин — книга художника.

И всё же, обычному человеку даже после таких объяснений не станет понятно, что это такое. Ближе слово самиздат — публикация книги непосредственно самим автором. Но «зин» — не только книга, потому что он может быть чем угодно: бумажной гармошкой, фотоальбомом, фанатским журналом, комиксом и даже обычной тетрадью. И это лишь то немногое, во что «зин» может перевоплотиться — границы дозволенного определяет сам автор.
«Не обязательно быть художником, опытным человеком в искусстве. Можно просто примерно понять, как верстается книжка и создать свою историю. Придумать что-то простое, как здесь», — Виктор Степанцов, соорганизатор фестиваля, показывает книжку «Штопор» (18+) Вероники Крет из Подольска. — «По задумке автора, штопор вывалился из бутылки вина, его нашли инопланетяне и он бороздил космические пространства до тех пор, пока не вернулся к началу истории. И мне это больше всего нравится, потому что это не давит на тебя сложностью, душевными терзаниями».

В первую очередь «зин» — это диалог. И не только потому, что с каждым автором можно связаться благодаря QR-rоду на вкладышах в «зинах», но и по личной причине создателя поделиться переживанием, творчеством или отдельной эмоцией. Есть, например, забавные: студентка архитектурного Лера Давыдова из Москвы создала книжку про утку без названия (12+), которая появляется в неожиданных пространствах. В какой-то момент даже ломается четвёртая стена, когда видишь текст: «Ты смотришь на утку. Утка смотрит на тебя». А в конце так и вовсе предполагается интерактив: в конвертике есть вырезанные утки, которые могут располагаться на любой странице по желанию читателя.
Но есть и серьёзные «зины». Среди таких «М-100» (16+) Артёма Владимирова из Москвы. В нём он рассказывает об экологической катастрофе — разливе тяжёлого мазута в районе Керченского пролива 15 декабря 2024 года. Особенность этого издания в необычной задумке: для передачи отношения к произошедшему автор использует магнитный винил с отпечатанными на нём чёрными разводами. Так как он прилипает к белым страницам со снимками, невольно возникает ряд ассоциаций. Первая на тактильном уровне: пальцы словно «вязнут» в мазуте. А вторая на уровне восприятия: понимаешь, что место с фотографий не станет таким, как раньше.

Есть на фестивале и «зины», которые приближены к понятию самиздата. К примеру альманах «Соло.Книга» (16+), в котором 46 авторов-хабаровчан объединились для того, чтобы поделиться прозой, песнями и поэзией.
Стоит отметить, что далеко не всем «зинам» повезло быть напечатанными в типографии. Зачастую зины делаются самостоятельно: автор сам ищет материалы для книги, сшивает вручную страницы. По словам Виктора Степанцова, у создателя непременно существует dummy-zine (зин-дурачок или зин-макет — прим. редакции) — самый первый экземпляр. Именно от способностей автора зависит, сколько черновых вариантов будет до творения, которое увидит зритель. Но в среднем создателем предпринимается 5 — 6 попыток, в некоторых случаях и 10.

Вероятно, трудоёмкость изготовления является одной из причин, по которой большинство «зинов» на фестивале этого года не продаются. Часть из них отправится обратно к авторам, другая — в арт-резиденцию «Маяк» на Сахалине в качестве подарка.

В основном цены варьируются от 300 до 4 000 рублей. Встречаются «зины» и за 8 000 рублей. Есть, конечно, и за 30 000 рублей, но тут видится скорее авторское желание проявить себя, бунтарство. Потому что у «Зин-Зина» нет финансовой поддержки и организаторы фестиваля работают на чистом энтузиазме, в ущерб себе. В планах на следующий год — получение гранта от государства и расширение проекта.
«Хочется, чтобы у нас была команда, чтобы мы не перегорели и спали хотя бы чуть-чуть во время фестиваля. И для этого нам нужно будет рассказать грантодателям о том, что мы уже сделали и что у нас есть большой опыт», — поделился Виктор Степанцов.
Напомним, что впервые фестиваль прошёл в 2023 году и вернулся к нам вновь в 2025. А уж о том, какие сюрпризы преподнесёт следующий фестиваль, можно только догадываться.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен