Спустя несколько дней после ухода из жизни Алена Делона в хабаровский прокат выходит один из его лучших фильмов — криминальная драма 1967 года «Самурай». На этой неделе на большом экране можно будет посмотреть и анимационный шедевр Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо». Что же касается новинок, зрителя ждет очередной боевик с Джейсоном Стэйтемом, полнометражный мультфильм про любимца всех российских малышей Лунтика и много чего еще.

«Самурай» (LeSamurai, Франция, 16+)

У наемного убийцы Джефа Костелло (Ален Делон), настоящего профессионала в своем деле, до поры до времени все шло хорошо. Ответственный подход к работе, неизменное наличие алиби, организованное его подругой Джейн (Натали Делон, супруга актера), — все это помогало киллеру не привлекать внимание полиции. Но после убийства хозяина ночного клуба все меняется. В ходе облавы Джеф все-таки попадает в участок и вызывает подозрения у комиссара (Франсуа Перье). Не имея улик, полиция отпускает киллера, но щепетильные наниматели все равно решают избавиться от исполнителя заказа. И тогда Джеф решает им отомстить…

Сегодня киллер-одиночка, бросающий вызов нехорошим людям, — один из самых популярных типажей в мировом кино. Один из свежих примеров — прошлогодняя картина Дэвида Финчера «Убийца» (18+) с Майклом Фассбендером в главной роли. А до этого были и одноименный фильм Джона Ву (18+), и меланхоличный «Пес-призрак: Путь самурая» (18+) Джима Джармуша, и десятки менее выдающихся лент. Все они, как русская литература из гоголевской «Шинели» (12+), вышли из «Самурая», снятого французским классиком Жаном-Пьером Мелвиллом по малоизвестному роману «Ронин» (12+) Джоан Маклеод.

Впрочем, отсылки к Японии на этом заканчиваются. Все действие фильма разворачивается на парижских улицах, где люди в плащах и шляпах отчаянно пытаются убить друг друга. Главный герой немногословен, огромное значение здесь имеет актерская пластика и обаяние. И Ален Делон сыграл эту роль так, что вот уже больше полувека о ней говорят как о лучшей в карьере артиста, снимавшегося, вообще-то, у таких титанов, как Висконти и Антониони.

«Мой сосед Тоторо» (TonarinoTotoro, Япония, анимация, 6+)

Пока их мама находится в больнице, две сестры, старшая Сацуки и младшая Мэй, поселяются вместе с отцом в деревне, в старом доме. Однажды Мэй, увязавшись за необычным существом, оказывается в лесу и знакомится с тамошними духами-хранителями, а с самым большим их представителем — пушистым и зубастым Тоторо — заводит дружбу. Когда Мэй в одиночку отправляется к матери и теряется по пути, лесной обитатель находит ее и вместе с Сацуки отвозит на диковинном транспорте — котобусе — в больницу, чтобы девочки смогли убедиться: с мамой все в порядке…

Тоторо не является традиционным персонажем японского фольклора, богатого на существ подобного рода. Миядзаки его придумал сам. Но вымышленный дух-хранитель леса полностью вписывается в систему японской мифологии, равно как в мир причудливых фантазий самого художника-аниматора. Автобиографические нотки здесь переплетаются с очень важной для автора темой экологии, сохранения природной экосистемы. И хотя на фоне других работ Миядзаки бесконфликтный, практически пасторальный «Мой сосед Тоторо» может показаться легким, разминочным упражнением мастера на заданную тему, это впечатление обманчиво. Просто драматизм здесь тщательно скрыт под слоем нарочито беззаботного детского антуража.

«Лунтик. Возвращение домой» (Россия, анимация, 0+)

А вот и кино про нашего, импортозамещенного Тоторо. Прибывший на Землю с далекой Луны сиреневый добряк-инопланетянин с четырьмя ушами начинает тосковать по родине. И однажды принимает твердое решение: отправиться обратно и найти свою маму!

Возможность попасть на спутник нашей планеты есть, но для этого нужно сначала добраться до Черной горы, а путь туда долог и опасен. Впрочем, чего бояться, когда у тебя столько друзей: кузнечик Кузя, пчеленок Тёма, божья коровка Мила, бабочка Элина и даже гусеницы-вредины — Вупсень и Пупсень. Вся эта компания полна решимости составить Лунтику компанию и помочь ему увидеться с родней…

Идея полнометражной версии «Лунтика и его друзей» (0+) разрабатывалась в течение десяти лет, а за постановку взялся один из самых титулованных российских мультипликаторов Константин Бронзит. Среди его работ — номинированная на французский «Сезар» анимация «На краю Земли» (1998, 0+), а также, к примеру, номинированные на «Оскар» мультфильмы «Уборная история — любовная история» (2006, 12+) и «Мы не можем жить без космоса» (2014, 6+).

Впрочем, новая работа рассчитана, конечно, не на взрослую аудиторию. При этом далеко не все анимационные сериалы, особенно детские, можно конвертировать в полный метр, для которого нужны сильная история, более детальная проработка и развитие персонажей, а также качество картинки другого уровня. С новым «Лунтиком» это, пожалуй, получилось.

«Пчеловод» (The Beekeeper, США, Великобритания, 18+)

Телефонные мошенники обирают не только состоятельных российских пенсионеров. В США, оказывается, доверчивым людям тоже нет проходу от жулья! В один прекрасный день жертвой таких «разводил» становится пожилая миссис Паркер (Филисия Рашад), у которой пропали все деньги, накопленные за долгую жизнь. В отчаянии жертва накладывает на себя руки.

Так бы и ушли преступники безнаказанными. Однако всю эту историю миссис Паркер принимает близко к сердцу её сосед, Адам Клэй (Джейсон Стэйтем) — пасечник со спецназовским прошлым. Он расчехляет топор войны и отправляется в крестовый поход против виновных в смерти старушки и тех, кто за ними стоит…

Боевики с Джейсоном Стэйтемом хороши тем, что, как правило, оправдывают зрительские ожидания. Ты примерно представляешь, что предстоит увидеть — бодрый экшен, приправленный шуточками разной степени оригинальности. «Пчеловод» тоже формально вписывается в ряд «Перевозчиков» (18+), «Защитника» (18+) или «Механика» (18+). Но стоит заметить, что сценарий к нему написал Курт Виммер («Эквилибриум» (18+), «Законопослушный гражданин» (18+), «Солт» (12+), а поставил Дэвид Эйер («Патруль», «Ярость», «Отряд самоубийц» — все 18+) — не последние в Голливуде люди. И рядовой боевик их усилиями масштабируется до триллера о коррупции в высших эшелонах власти. И без Клэя этот улей никак не разворошить!

Отдельная интересная деталь, примета нынешних мутных времен, зимой «Пчеловод» уже фигурировал в ряде российских кинотеатров, но тогда боевик британо-американский боевик демонстрировался пиратским образом. На сей же раз с беспределом фильм борется, появившись в прокате на законных основаниях. Удивительная история...

Также на этой неделе в прокат выходит третья часть приключенческой франшизы «Ларго Винч: Гнев прошлого» (LargoWinch: Le prix de l'argent, Франция, Бельгия, 16+) и криминальная мелодрама «Подростки. Первая любовь» (Россия, 16+) — с Никитой Кологривым и Тимофеем Трибунцевым на фоне лихих 90-х. Также на экранах — фантастический триллер с Меган Фокс «Меган: К вашим услугам» (Subservience, США, Болгария, 18+), очередной молодежный хоррор «Все мои друзья мертвы» (All My Friends Are Dead, США, 18+), драма с когда-то знаменитым актером Франко Неро «Счастливые дни» (Giorni Felici, Италия, 16+), а также два семейных фильма: шпионско-приключенческая история из 1954 года «Тайна Чёрной Руки» (Россия, 12+) и «Мы купили птицеферму» (Coco Ferme, Канада, 12+).

Борис Бугаев

В ТЕМУ:
Ворон, пираты, Чужой и Оно: какое кино пришло за тобой

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен