В Хабаровске растет число случаев телефонного мошенничества. Злоумышленники используют не только проверенные схемы, но и придумывают новые способы обмана доверчивых граждан.

О том, как горожане попадаются на удочку телефонных жуликов, куда уходят деньги и можно ли их вернуть, мы поговорили с заместителем начальника УМВД России по г. Хабаровску, полковником полиции Сергеем Ткаченко. телефонные мошенники

Мошенники обманывают хабаровчан ежедневно. Более трети всех совершенных преступлений – это дистанционный отъем денег. На языке полицейских такие аферы называются преступлениями, которые совершили с использованием телекоммуникационных технологий. телефонные мошенники

Даже в тот день, когда мы пришли на интервью к замначальника УВД по Хабаровску Сергею Ткаченко в дежурной сводке значилось шесть зафиксированных фактов разных телефонных афер. Только за одни сутки горожане в совокупности отдали аферистам более миллиона рублей.

– Заявления о интернет- и телефонных мошенников от горожан поступают каждый день, в среднем по 5-7 обращений, ущерб от нескольких десятков тысяч рублей до миллионов. О телефонных мошенниках слышали, пожалуй, уже все, и все равно доверчивые граждане раскрывают аферистам секретные сведения о своих банковских картах, переводят деньги незнакомцам. Только за три месяца этого года ущерб по Хабаровску составил 159 млн рублей. И это только по открытым делам, а сколько тех, кто не обратился в полицию.

А некоторые попадаются на их удочку по два и три раза. У нас был случай, когда семейная пара поверила таким аферистам и перевела несколько сот тысяч рублей. А спустя несколько месяцев они опять же пришли с заявлением. В общей сложности супруги перевели мошенникам 15 миллионов рублей. Причем большая часть денег была заемной. Они просто чудом квартиры не лишились, вовремя опомнились. телефонные мошенники

– Что это, магия, психология, гипноз? Почему люди верят даже в давно известные схемы обмана?

– Мы сами этому удивляемся. Обратившиеся к нам рассказывают, что в процессе разговора с мошенниками у них не возникает ни капли сомнения, настолько убедительны бывают на том конце провода. Они называют человека по имени отчеству, это многих подкупает и вызывает доверие. У мошенников есть целые методички как вести переговоры, на какие струны давить, какие рычаги включать. Лучший способ не остаться без денег – не отвечать на звонки с незнакомых или подозрительных номеров. телефонные мошенники

– Какие схемы сегодня используют мошенники?

– Вариантов множество и они постоянно меняются, дополняются, смешиваются. Но все сводится к тому, что человека вынуждают перевести свои деньги на определенный счет. Говорить при этом могут разное. Например, что накопления находятся в опасности, и их срочно нужно отправить на «безопасный счет». Гражданам стоит знать, что такого понятия как «безопасный счет» не существует. Это либо киви-кошельки, либо номера карт, оформленные на третьих лиц. Или представляются сотрудниками правоохранительных органов. Тут работает психология: люди доверяют и побаиваются спорить. А могут сказать, что на ваше имя оформлен кредит. А вы же его не брали. Значит, чтобы отменить процедуру вам следует взять реальный кредит, перевести на некий счет. После этого мошенники даже присылают на мессенджер жертвы «письмо из банка» о погашении задолженности, усыпляя бдительность. Нередко мошенники используют подмену номера телефона. Были случаи, когда они звонили с телефонов доверия, телефонов дежурной части УМВД. телефонные мошенники

Сравнительно недавний вид телефонного мошенничества связан с продажей товаров и услуг на сайтах бесплатных объявлений. Могут выступать как в роли продавцов, так и в роли покупателей. В обоих случаях должна вызвать подозрение предоплата или просьба назвать данные банковской карты, в том числе секретные.

Еще один вид мошенничества так называемые инвестиции. Причем чаще всего на эту удочку попадают пенсионеры. Ущерб там составляет миллионы. Работает так – вам предлагается удаленный доход, вы вносите деньги, после чего за вас якобы играют на бирже, вкладывают ваши кровные в нефть, в газ золото, в криптовалюту. Сначала вы будете «выигрывать» и вкладывать деньги снова и снова, а когда, по словам мошенника, у вас уже наберется крупная сумма, вам предложат ее вывести на свой счет. Но для этого нужно внести реальную сумму на якобы резервный счет, которая по заверениям незнакомца, вам обязательно вернется. Хабаровчанка, в надежде заработать игрой на бирже, перевела мошенникам более одного миллиона рублей.

Самое интересное, что даже старая схема «мама, я попал в беду» до сих пор работает. И месяца не проходит, чтобы к нам не поступило подобное обращение. Звонят в основном пенсионерам.

– А как мошенники находят информацию о нас?

- Обычно персональные данные утекают из госкомпаний, банков и у мобильных операторов и прочих структур. Сегодня информация дороже золота и те, кто промышляет дистанционными способами обмана населения, готовы дорого за нее платить. Да и сами граждане, того не подозревая, легко расстаются со своими персональными данными. Например, вы можете «наследить» на сомнительных сайтах, оплачивая покупки онлайн, или заполняя разные формы и анкеты.

– Удается ли задержать дистанционных преступников?

– Как правило, такие звонки на телефоны хабаровчан из других регионов страны. Но у нас, здесь работают курьеры. Вот их регулярно задерживаем. Они рассказывают, что работу нашли в сети Интернет, с «работодателем» связываются посредством переписки. Курьер получает указания: на какой адрес следует приехать, какую сумму денежных средств забрать, куда перевести. За свои услуги получает 5 -10 процентов от вырученной суммы. Жертвами таких афер становятся обычно пожилые хабаровчане.

Пока курьеры, согласно УК мы не можем потребовать с них возмещение ущерба, однако уже есть подвижки в законодательстве, чтобы их считали соучастниками преступлений, тогда суды смогут их обязать выплачивать ущерб жертвам.

– А вообще есть ли хоть какой-то шанс вернуть деньги, переведенные мошенникам?

– На моей практике, если речь идет именно о так называемых телефонных мошенничествах, такого не было. Да и практически невозможно. Потому что пока пострадавший сообразит, что попал на удочку аферистов, напишет заявление в полицию, его платеж, поступивший на банковскую карту, моментально разбивается на части и направляется еще на десяток таких карт, и так дробится несколько раз, а потом также «собирается» где-то еще. Увы, сейчас технологии работают быстрее полиции.

– Что же получается, нет на них никакой управы?

– Есть – не брать трубку или сразу же прекращать разговор. Ну, а если уж ввязались в беседу, дайте себе некоторое время, чтобы подумать, не принимайте сиюминутных решений. А еще лучше если вы обсудите это с кем-то из родных или друзей. Ну, конечно, стоит знать, что на самом деле работники банков или правоохранительных органов не звонят гражданам с информацией о потере денежных средств, не просят назвать данные банковских карт клиентов финансовых учреждений, либо поступившие посредством СМС одноразовые пароли, не просят клиентов оформить кредитные продукты, а затем перевести деньги на неизвестные счета. А «сотрудники Центробанка», как любят представляться аферисты, вообще не имеют дел с физическими лицами.

Мы со своей стороны постоянно напоминаем гражданам о бдительности, проводим встречи на жилмассивах, организуем мероприятия для пенсионеров и рабочих коллективов. Во время одной из таких встреч одному из присутствующих позвонил мошенник с классической схемой «подозрительная активность на вашем счету». Мы попросили включить на громкую связь и, так сказать, на живом примере посмотрели как работают аферисты. Будем надеяться, что теперь эти граждане никогда не попадутся на удочку дистанционных преступников.

Фото автора


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен