В коллекции каждого музея есть непримечательные, на первый взгляд, экспонаты. Но они могут рассказать очень интересные истории. В фондах Дальневосточного художественного музея тоже есть такие предметы. Один из них – альбомный лист с карандашным рисунком, выполненным советским живописцем и графиком Александром Ивановичем Лактионовым (1910–1972). лактионов Рисунок «Группа советских врачей» (1963) – этюд к последней работе А.И. Лактионова «После операции» (1965, Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки).

Живописное полотно «После операции» (1965) исследователи творчества художника причисляют к его лучшим произведениям. Это последняя крупная работа А.И. Лактионова, последний и самый серьезный групповой портрет. А по сложности и глубине замысла, мастерству исполнения, использованным техническим и технологическим приемам, – пожалуй, самое серьезное произведение в его творчестве.

А.И. Лактионов - После операции. 1965

Главные герои картины –известные советские врачи, профессора: Дмитрий Алексеевич Арапов, Аркадий Алексеевич Бочаров, Сергей Сергеевич Юдин и Борис Сергеевич Розанов. Действие разворачивается в кабинете С.С. Юдина в здании Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского.

«В 1961 году А.И. Лактионов начал работать над новой большой картиной. Предварительное название ее «Подвиг ученого». Это так же, как и предыдущая большая работа художника, композиционный групповой портрет известных в нашей стране и во всем мире крупнейших ученых–хирургов, многие годы работавших в институте Н.В. Склифосовского. В центре группы – основатель школы советских хирургов С.С. Юдин, он рассказывает внимательно и с большим интересом слушающим его ученикам и товарищам по работе в институте – профессорам Д.А. Арапову, А.А. Бочарову и Б.С. Розанову о событиях, связанных с открытием им в 30-х гг. способа переливания крови», – пишет Д.М. Осипов в книге о художнике.

Рисунок, поступивший в фонд Дальневосточного художественного музея в 1986 году, – уникальный исторический документ. Судя по надписи на лицевой стороне рисунка: «Дорогому Дмитрию Алексеевичу Арапову от автора», и дате: «10/I/63 г», можно предположить, что рисунок – эскиз будущей работы. Сопоставляя рисунок и законченное произведение, мы видим трансформацию авторского замысла, то, как работа приобретала законченный вид, наполнялась важными смысловыми деталями.

Адресат рисунка – Дмитрий Алексеевич Арапов (1897–1984), советский хирург, член-корреспондент Академии медицинских наук СССР, генерал-лейтенант медицинской службы, доктор медицинских наук, Герой Социалистического Труда. Он изображен крайним слева, внимательно слушающим рассказ главного героя о прошедшей операции. На рисунке он слушает коллегу, сидя в расслабленной позе в кресле с пачкой бумаг в руке. На живописном полотне Д.А. Арапов кажется более собранным и сосредоточенным. Это подчеркнуто тем, что в руках у него не просто бумаги, а еще и тетрадь, в которой он делает заметки.

Сложность воплощения замысла заключалась в том, что главный герой полотна – С.С. Юдин в 1954 году ушел из жизни. Поэтому материалом для создания образа служили и фотографии, и знаменитый нестеровский портрет 1930-х годов с характерным движением подвижных рук, и бюст работы Веры Мухиной – более спокойный и строгий. Но самое главное: Лактионову позировал брат Юдина, очень на него похожий. «Изображение уже ушедшего из жизни С.С. Юдина дано в композиции как портрет реального участника сцены. Картина является своего рода воплощением уважения и любви учеников замечательного советского хирурга к памяти своего учителя».

НЕ вызывает сомнения, что музейный рисунок наполнен духом уважения к уму и таланту великого хирурга и педагога.

Марина Константинова, завсектором современного искусства ДВХМ Главное фото: А.И. Лактионов - Группа советских врачей


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен