В продолжение серии статей о предметах искусства Дальнего Востока и Крайнего Севера России из собрания ДВХМ, запечатлевших сказания и мифы населяющих эти края народов, мы вновь представляем моржовый бивень, обработанный Гемауге Майей (посёлок Уэлен) в 1985 году, с иллюстрациями чукотской сказки «О Кэле и девушках» (главное фото, рис.1).

(рис.1)

Но в данной заметке речь пойдёт скорее не о сказке, а о персонаже под названием Кэле. Тема обусловлена несоответствием изображаемого на музейном экспонате известной чукотской сказке. Несовпадения, однако, касаются не основного мотива, а деталей. В основе сюжета лежит бегство девушек от злого Кэле. В известной нам сказке, экранизированной в 1988 году студией Союзмультфильм (рис.2), девочки переходят реку в брод, а на моржовом бивне изображение реки отсутствует,мы видим их со спины, убегающими от Кэле (рис. 2).

(рис.2) Кадр из мультфильма Келе (6+)

Образ чудовища на клыке из ДВХМ больше напоминает циклопа, нежели многорукое антропоморфное существо. Для ловли людей этот монстр использует сеть, а не приманку-дудочку, как это делал Кэле в мультфильме. Следует отметить, что Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве хранит моржовый клык (рис. 3, рис. 4), датированный 1940 годом, с выгравированной сказкой, почти полностью идентичной экранизации, и возможно, сюжет мультфильма «Келе» взят именно с экспоната московского музея.

(рис.3)

Разные версии одной сказки обусловлены устной формой передачи информации,то есть отсутствием письменных канонов, что давало рассказчикам некую свободу фантазии и порождало множественные интерпретации.

Но что же такое «Кэле» или «Келе» в мифологии чукчей и почему его образ так разнится в казалось бы одной и тойже истории? Ответ можно найти в трудах Тана Богоразапо изучению чукотского языка и фольклора, где автор даёт подробную классификацию этих мифологических существ. Вот цитата из его работы:

«Что касается Кэлы, то под этим именем и в сказках, и в обыденной жизни совмещаются очень различные элементы. Во-первых, многие сказки о Кэлы имеют очевидно этнографическое значение. Кэлы, изображаемые в них, описываются одними и теми же чертами. Это грубые и глупые великаны, живущие за морем или на уединенных островах, большей частью в одиночку, и обладающие очень низкой культурой... Почти всегда эти Кэлы людоеды, но часто указывается, что они питаются душами людей. Впрочем, эти души настолько телесные, что их можно откармливать на убой, рубить на части, жарить и есть. Кэлы очень любят внутренности своих жертв, сердце, кишки и в особенности печень. Людоедство описывается с такими подробностями, как будто они списаны с действительности... Кроме людоедства главным промыслом, дающим Кэлы средства к существованию, является, как и у всех приморских жителей, ловля тюленей, но часто рядом с тюленями он ловит также людей теми же самыми сетями».

Видимо, на нашем экспонате Кэле использует такую же сеть.

«Такое представление составляет уже переход к другому роду Кэлы, невидимым злым духам, которые странствуют по земле, чтобы под видом болезни убивать людей и причинять им вред... Чукчи вообще мало склонны признавать естественную смерть и каждый смертный случай приписывают или шаманскому воздействию, или действию Кэлы...»

Таким образом, мы видим, что Кэле – персонифицируемое зло, которое окружало северный народ.

Это и непрошенные переселенцы, и болезни, и стихийные бедствия, и недружелюбные силы природы. Такие разные ипостаси и давали множественность образов описываемых существ.

(рис.4)

При рассматривании гравировки на музейном клыке невольно напрашивается аналогия с древнегреческой мифологией, на это в первую очередь намекает внешность Кэле. Его большие размеры, антропоморфность и главное – один глаз вместо двух, сильно сближает его с циклопами. Циклопы, – дети титанов, также являющихся олицетворением сил природы, или как Полифем, - самого бога морей Посейдона.Известные по легендам циклопы, судя по определённым их действиям,– воплощение того зла, что может причинить человеку природа. Циклоп Полифем, как и Кэле в некоторых мифах,живет на острове, в одиночку, обладает очень низкой культурой, часто скатывается в людоедство.

Возможно такая внезапная параллель образов продиктована мифологическим сознанием, придумавшим Кэле и циклопов. Это сознание, несмотря на разные исторические отрезки, географическое положение и условия окружающей среды,принадлежало человеческому обществу первобытнообщинного или общинно-родового строя. При таком строе тяготы существования общины и уровень(совокупность) знаний о мире неизбежно синтезируется в персонажей могущественных, враждебных и бесхитростных.

Мифология чукчей разнообразна и жестока. Так северный народ отражал окружающею его суровую действительность. Не стали исключением и мифы о Кэле. С одним из таких персонажей вы можете подробнее познакомиться в стенах Дальневосточного художественного музея на тематических выставках.

Ковальчук А. М., специалист ДВХМ


  • Сказка о Нунакском китёнке в Дальневосточном художественном музее – читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен