В собрании Дальневосточного художественного музея хранится несколько десятков гравюр, созданных мастерами Западной Европы XVI–XIX веков. Среди работ итальянских, фламандских, голландских, немецких и французских мастеров признанными шедеврами являются графические листы великого немецкого художника Альбрехта Дюрера и его ученика Ханса Себальда Бехама, о работе которого пойдет речь в данной статье. картины с иисусом

Ханс Себальд Бехам (1500–1550) был очень плодовитым художником: за свою не очень долгую жизнь он создал 1500 ксилографий, 252 резцовых гравюр и 18 офортов. В Дальневосточном художественном музее хранится единственный лист его работы – ксилография «Взятие Иисуса в Гефсиманском саду» (1535).

Ксилография, способ тиражирования изображения с деревянных матриц, является самым древним видом печатной графики. В Европе эту технику начали применять примерно в конце XIV – начале XV века для создания лубочных картинок, иконок, игральных карт. Крупнейшим типографским центром в XV веке в Германии был Нюрнберг, родина А. Дюрера и Х. С. Бехама.

Ханс Себальд Бехам – ксилография «Взятие Иисуса в Гефсиманском саду» (1535)

Дюрер одним из первых почувствовал не только декоративные возможности ксилографии, но и ее эмоциональную выразительность. Он набрал мастерскую молодых учеников, «чтоб не переучивать старых наборщиков лубочных картинок», не сознающих роли каждого штриха, каждой линии в утверждении авторского замысла.

Вероятно, Ханс Себальд, его младший брат Бартель и их товарищ Георг Пенц учились в мастерской Альбрехта Дюрера. Учились его манере, его скрупулезности, ответственности за каждый миллиметр листа. Вскоре их работы стали известны, а за их юными авторами даже закрепились два прозвища. За работы малых форматов, сравнимые порой с почтовыми марками, их прозвали «нюрнбергские малые мастера». Во втором прозвище – «три безбожных художника» – отразилась вся суть их творчества и жизненной позиции.

За создание сатирических лубочных листовок против лютеранства они оказались в тюрьме. На допросах эти трое молодых художников подтвердили свои атеистические взгляды и были изгнаны из Нюрнберга. Если мы посмотрим на смело и свободно толкованные работы Х. С. Бехама, посвященные библейским сюжетам, мы поймем причины для возмущения у его современников.

Х. С. Бехам выработал свой, узнаваемый стиль: листы малого формата, широкий спектр тем, безукоризненная техника, мелкая, высоко детализированная манера, жанровый характер.

Атеист, он тем не менее на протяжении нескольких лет работал над циклом «Страстей Христовых». Почему его волновала эта тема? Был ли он безбожником в прямом смысле? Отрицал ли существование Бога вообще или Иисуса – как Бога и Сына Божия? Или просто верил не так, как требовало лютеранство?

Восемь листов «Страстей» представляют далеко не все события, предшествующие Воскресению Христову. Интересно, что обращается Бехам к темам страстей отрывочно, не выдерживая хронологическую логику.

Первые гравюры он создал в 1521 году: №2 «Молитва на Елеонской горе»; №6 «Несение креста»; №7 «Христос на кресте»; №8 «Погребение». В 1522-м он печатает первый по хронологии лист серии – «Тайную вечерю», и лист №5 «Се Человек. (Иисус перед толпой)». Прошло больше десяти лет – и Бехам возвращается к «Страстям». В 1535 году он гравирует еще две листа: №3 «Взятие Иисуса в Гефсиманском саду» и №4 «Христос перед Каиафой». картины с иисусом

Задумывался ли цикл целиком и по каким-то причинам художник не мог создать все листы сразу? Почему охвачены только эти восемь страстей? Не зная ответов на эти вопросы, мы можем только внимательно разглядывать каждый лист, вспоминать евангельский сюжет и соотносить его с авторской трактовкой Бехама. картины с иисусом

Взятие Иисуса в Гефсиманском саду – это часть истории предательства Иуды. Он уже договорился с первосвященниками. Он даже получил деньги. Вот они, в мешочке. Он тянется, чтоб поцеловать Иисуса – так он покажет «преступника» страже.

Руки – какие разные у Христа и Иуды. Крепко держит широкой, квадратной рукой мошну с 30 сребрениками Иуда. И как в молитвенном жесте сжимает тонкие, удлиненные ладони Иисус! Весь его облик – утонченность.

Все остальные персонажи гравюры – озверелые мужичищи, грубые чудовища. На первом плане упавший мужик с большой пивной кружкой, из которой льется напиток. Что это – пародия на воду, превращенную в вино, или вино как кровь Иисуса – и бессмысленность ее пролития за нас – тех, кто каждый день предает Христа?..

Но посмотрите на лица Иисуса и Иуды, ведущих отдельный – молчаливый – диалог. Этот фрагмент – «картина в картине», выделяющая героев, они – вне схватки, потасовки, бойни. Здесь – вечная встреча всепрощающей Любви и Предательства. О чем они говорят? Говорят ли? Что шепчет Иуда? Просит прощения? Раскаивается? Слышит ли его Иисус или углублен в свои мысли?.. картины с иисусом

Бехам словно не может определиться, насколько он имеет право нарушить вековые каноны изображения святых: у Христа не хватает важнейшего элемента, символа святости – нимба – но лишь на некоторых листах, в том числе и на музейном.

Выбранная художником для цикла «Страстей» техника ксилографии – самый специфичный и условный вид гравюры. Ксилограф не может передать ни тоновых переходов, ни светотени, изображение неизбежно получается плоскостным. Контраст, вечная борьба черного и белого – то, на чем строится ксилография, все эти особенности делают эту технику словно предназначенной для передачи драматических событий, противоречий, конфликтов.

Резкий, даже гротескный подход Бехама, его грубая манера изображения сюжетов Священного Писания были восприняты современниками как кощунственные. Жанровая трактовка Слова Божиего оскорбляла чувства верующих. Но именно это смелое видение привычных тем стало тем новым, что привнес в искусство великий мастер «малых форм».

Фролова Е. А., заведующая сектором зарубежного искусства Дальневосточного художественного музея


  • «Музы» в Дальневосточном художественном музее», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен