Древнее государство Этрурия, существовавшее в центральной части Аппенинского полуострова в XI–I веках до н. э., в искусстве прежде всего прославилось изделиями из бронзы, которые несли ярко выраженные, узнаваемые черты этрусского стиля. искусство этрурии

Гончарное искусство Этрурии VII–VI веков до н. э. несет явные черты подражания керамике Коринфа. В Древнем мире коринфские изделия из глины пользовались огромной славой. До наших времен дошла легенда, рассказывающая о появлении первого произведения из глины. Автором этого изделия был именно коринфский мастер Бутад. В описываемый период коринфская керамика была самой популярной в Средиземноморье и самой копируемой.

На юге Италии, в городах-колониях Коринфа, приезжие мастера повторяли в своих изделиях формы, мотивы, росписи глиняных произведений, создаваемых в Коринфе, иногда использовали и привозную коринфскую глину. А вот в Этрурии подобные сосуды создавали местные мастера Вульчи, Церы и Тарквиний. Они делали вазы более грубоватые, использовали местную коричневатую глину. За этой группой ваз закрепилось название этрусско-коринфской, или итало-коринфской керамики.

В собрании Дальневосточного художественного музея есть два миниатюрных сосуда, созданных в Этрурии в первой половине VI века, –арибалл (главное фото) и алабастр (рис.1). Эти изделия предназначались для косметических масел, ушко алабастра и ручка арибалла указывают, что вазы подвешивались на шнурке. искусство этрурии

рис.1

Они повторяют коринфские вазы ориентализирующего (т. е. подражающего искусству Востока), или «коврового», стиля. «Ковровый стиль» отличает «боязнь свободного пространства», стремление заполнить всю поверхность сосуда. Формы таких ваз – округлые, декор, положенный красочным, ярким пятном, гармонично смотрится на «пузатых» арибаллах и арибаллических лекифах.

Арибалл (керамика, роспись. 8,2х7,1. 1 половина VI века до н. э.) обладает шарообразным (арибаллическим) туловом, покрытым горизонтальными полосами лака коричневого цвета, на плечах – палочный (язычковый) орнамент. Форма тулова и роспись позволили специалистам датировать этот этрусский сосуд с точностью до полувека.

Арибалл, губка и стригиль (скребок для очищения кожи) составляли комплект для чистки кожи, используемый атлетами: маслом борцы покрывали кожу, чтоб в прямом смысле выскальзывать из охвата противника; с помощью масла, губки и стригиля очищали кожу после физических упражнений.

Более эффектен и по форме, и по росписи музейный алабастр (керамика, роспись, гравировка. 15х7,8. Этрурия. Вульчи (?). Группа противостоящих львов (?). 570–560 гг. до н. э. (?)). На тулове его – геральдическое (противопоставительное) изображение пантер с двумя массивными туловищами в профиль и одной мордой в фас, причем морда и тщательно проработана гравировкой (рис.2).

рис.2

Преувеличенно длинные хвосты соединяются в виде V-образного орнамента. Вероятно, пантеры изображались на сосудах для косметических масел неслучайно: греки верили, что запах его может ввести в гипнотическое состояние. Пятна и многолепестковые розетты, характерный заполнительный орнамент подобных сосудов, выполнены несколько небрежно (рис.3), гравировка, в отличие коринфских ваз, тоже дана упрощенно: коринфские мастера тщательно процарапывали каждый лепесток, музейный алабастр демонстрирует не розетты, а скорее пятна, разделенные крестообразно на четыре лепестка.

рис.3

Алабастры составляют две трети изделий, приписанных Группе противостоящих львов, работавшей в период наибольшего размаха производ­ства этрусско-коринфских ваз в Вульчи. Росписи очень похожи по качеству, изображенным персонажам и расположению элементов на поверхности сосуда.

Оба музейных сосуда происходят из находок в городе Нола на юге Италии. В конце 1820-х там велись активные археологические раскопки этрусских некрополей. Большую коллекцию подобных находок собрал кавалер Джузеппе Антонио Пиццати, знаток античного искусства. В 1834 году его коллекцию италийской керамики приобрел Николай Первый, в 1851 году она вошла в состав Эрмитажа, откуда в 1931 году незначительная ее часть в восемь предметов поступила в Дальневосточный художественный музей.

В настоящее время все эти сосуды можно увидеть на выставке «Сокровища Ойкумены» (6+), которая продлится до марта 2023 года.

Алёна Фролова, завсектором ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен