В собрании Дальневосточного художественного музея хранятся три гравюры Иоганна Георга Вилля (1715–1808), известного французского гравера немецкого происхождения, за свою творческую жизнь исполнившего около 180 гравюр, придворного гравера и французского короля, и кайзера Германии, и короля Дании. иоганн вилле

Мастера прославила репродукционная гравюра, которая тиражным способом воспроизводила композиции живописных полотен. Резцовая гравюра для репродуцирования применялась чаще всего. Изображение, созданное резцом на медной пластине и переведенное с помощью черной краски на белые листы бумаги, потерянное цветовое многообразие должно компенсировать богатством контрастов и тональных нюансов этих двух цветов. Чаще всего композиция повторяется в зеркальном отражении, что также усложняет задачу гравера передать задумку живописца.

(рис.1)

В своих гравюрах мастер воспроизводил, в основном, картины современных ему французских художников и старых голландских мастеров, но многие композиции сына, Пьера-Александра Вилля (1748 – после 1821), также стали источником знаменитых гравюр И.-Г. Вилля. Среди последних – хранящиеся в Дальневосточном художественном музее знаменитые гравюры «Сестра доброй женщины из Нормандии» (рис. 1), «Материнские заботы» (рис.2), а также гравюра «Материнские радости» (рис.3). иоганн вилле

(рис.2)

В 1770 году И.-Г. Вилль по рисунку сына создает гравюру «Добрая женщина из Нормандии» (рис.4). Это дословный перевод с французского языка, но есть у словосочетания «labonnefemme» и неожиданное значение: это та женщина в семье, которая является носителем «знахарских» умений, поможет при родах и в болезнях. Выражение «un remède de bonne femme» переводится как домашнее, «народное» средство. Возможно, Пьер-Александр не просто был знаком с «доброй женщиной», но и был одним из тех, кому она помогла. Неслучайно через четыре года он вновь вспоминает о ней, ногероиня его рисунка и гравюры отца к тому времени уже умерла. Тогда Пьер-Александр рисует портрет ее сестры. И.-Г. Вилль гравирует эту работу как пандан «Доброй женщине». Эти гравюры очень популярны до сих пор. Они есть во многих музеях, продаются на аукционах. К сожалению, в Дальневосточном художественном музее есть только лист «Сестра доброй женщины». Он представляет третье, наиболее полное, состояние с подписями под изображением, о которых сам И.-Г. Вилль писал, что они созданы его основным мастером Карлом Готлибом Гутенбергом. Обе работы посвящены другу художника гамбургскому негоцианту Жану-Валентину Мейеру. иоганн вилле

(рис.3)

Еще два листа из собрания музея – гравюры «Материнские радости» (1781) и «Материнские заботы» (1784) повторяют живописный пандан П.-А. Вилля, хранящийся в частном собрании (главное фото).

Обе гравюры представляют самые полные из своих состояний, они имеют и герб, и посвящение: например, вторая посвящена Марии Федоровне, и, вероятно, неслучайно: она создана в год путешествия Павла Первого с супругой по Европе, скорее всего, с надеждой, что будет преподнесена венценосной семье в дар от мастера.

Штрихи и линии, прямые и округлые, ложащиеся сеткой или ряд за рядом, демонстрируют истинное мастерство гравера. Они создают эффект игры света на волосах, на ткани, рождают иллюзию глубоких теней.

(рис.4)

Помимо характерных для репродукционной гравюры отличий от живописного оригинала гравюры Вилля имеют еще и иные, более общие, названия: повторение картины «Успокаивание ребенка» называется «Материнские радости», картина «Новая шляпа», представляющая жену и сына Пьера-Александра, в гравюре приобрела название «Материнские заботы». Это обобщение перекликается с решением самих женских образов – героини Г.-И. Вилля кажутся более отрешенными, задумчивыми.

Пауль Кристеллер писал об И.-Г. Вилле: «Безукоризненная точность и оп­рятность его рисунка и моделировки, величайшая правильность в располо­жении и ведении штрихов, большое мастерство в передаче отражений света на отдельных предметах доставили ему восторженное преклонение современ­ников». Прошли века, и потомков по-прежнему восхищает умение великого мастера воссоздать в «искусстве черно-белого» красочные живописные композиции.

Алёна Фролова, завсектором ДВХМ


  • Сюжеты произведений Александра Пушкина в графике Алексея Кравченко - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен