Всё больше выпускников 9-х классов хотят продолжить образование в колледжах и техникумах края. Еще в 2108 году количество желающих получить рабочую специальность превысило число тех, кто поступал в ВУЗы. Но получить диплом и найти работу, как говорится, две большие разницы. В прошлом году в России запустили федеральный проект «Профессионалитет». Среди ключевых инициатив – создание кластеров – образовательно-производственных центров, которые помогут успешному взаимодействию между техникумами и работодателями. федеральный проект профессионалитет

В рамках федерального проекта колледжам и техникумам выделяют гранты на переоборудование мастерских, переобучение преподавательского состава. В прошлом году 100 миллионов рублей получил хабаровский техникум железнодорожного транспорта. На эти деньги открыли семь новых лабораторий. Теперь студенты могут получить более полное представление о выбранной профессии. Ведь изучать подвижной состав электровоза на тренажере гораздо интересней и эффективней, чем по учебнику.

— Это тренажер - электровоз переменного тока 3ЭС5К, он предназначен для вождения грузовых поездов повышенной массы. Он полностью адаптирован, реалистичен, — рассказывает будущий машинист Денис Мартынов. — Для увеличения хода используется главная рукоятка, ей мы можем прибавлять тягу. При подачи тяги будет подаваться ток на якорь тяговых электродвигателей. Все понятно и удобно, сразу хочется учиться. Сначала я планирую работать помощником машиниста, потом хочу пойти на повышение.

Андрей Ганус, директор Хабаровского техникума железнодорожного транспорта

На таких тренажерах студенты оттачивают навыки, доводят их до автоматизма. Зато будут знать, как вести себя в нестандартной ситуации: например, когда на путях обнаружится бревно или человек. Необходимые для профессии и жизни умения лучше отработать на тренировочном оборудовании, считает руководство образовательного учреждения. Ведь на железной дороге очень высокое напряжение, и за ошибку можно поплатиться жизнью.

Студенты с интересом изучают ремонт и монтаж железнодорожных путей, контактную сеть, воздушные линии электропередачи. И тут же учатся оказывать первую помощь при поражении электрическим током: делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание рот в рот. Для этого тоже есть специальный тренажер.

— Проект «Профессионалитет» позволяет увязать подготовку кадров с потребностями работодателей, — говорит Андрей Ганус, директор Хабаровского техникума железнодорожного транспорта. — Речь идет об изменении содержательной части реализации образовательных программ и наполнение её теми компетенциями, которые нужны конкретному работодателю. При этом работодатель участвует на всех этапах, начиная с системы управления колледжа, соответственно, оснащения мастерских, участвует в разработке образовательных программ, поощрении студентов, их практического обучения и последующего трудоустройства. Для выпускников в дальнейшем – это востребованные специальности, возможность изучить несколько рабочих профессий, которые помогают им потом не иметь проблем с выбором хорошего места работы.

Владимир Буровцев, ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения

Среднее профессиональное образование, помимо диплома подразумевает получение разного рода профессий. И если мы говорим о нашем техникуме, то они у нас будут получать дополнительно по три рабочих профессии, помимо основной специальности. Например, в рамках специальности «Автоматика, телемеханика и связь» будет дополнительно профессия сигналист, профессия монтер по ремонту и обслуживанию сигнализации, централизации и блокировки, и монтер пути. федеральный проект профессионалитет

Техникум железнодорожного транспорта ведет свою историю с 1895 года. Это было первое профессиональное техническое училище в Хабаровске. Конечно, обучение в техникуме с самого начала предполагало связь теории и практики. Поэтому в первом помещении, которое занимало всего четыре комнаты на улице Хабаровской (теперь это улица Дзержинского, — прим. автора) одна из комнат была оборудована в учебные мастерские. Сегодня проблема квалифицированных кадров стоит особенно остро, и федеральный проект «Профессионалитет» призван ее решить.

— Так называемые инфраструктурные ограничения, транспортная неразвитость – это то, что мешает развитию Дальнего Востока и Сибири, — говорит Владимир Буровцев, ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения. — В связи с этим мы реализуем целый ряд программ по развитию железнодорожного транспорта и транспорта в целом. Нужно строить дороги, обновлять подвижной состав, и, конечно, готовить специалистов для работы в этой отрасли. Вот как раз «Профессионалитет» в этом нам и поможет. Повышение транспортной доступности восточного региона нашей страны играет большую роль для повышения надёжности инфраструктуры в целом.

В этом году в техникуме планируют обновить еще две лаборатории. Средства для этого – 38 миллионов рулей – выделит ОАО «Российская железная дорога». С 2023 года в техникум начнут принимать не только на базе 9-х классов, как было раньше, но и выпускников 11-х классов.

Антон Хмель

Фотографии: Дмитрий Волков


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен