Каждый день семьи, где растёт особенный ребёнок, похож на день сурка. С наступлением пандемийного времени эти семьи ещё реже стали куда-либо выходить. Общение сократилось, а человеку с тяжёлыми множественными нарушениями развития по-прежнему уделяется постоянное внимание. дети с ТМНР

Чтобы взрослые не оставались одни и расширили свои возможности онлайн, постарались специалисты хабаровского центра. Мы расскажем, куда обратиться и на каком ресурсе полюбопытствовать об учёбе и досуге нестандартных семей. Ведь теперь это возможно сделать из любой точки мира.

Первые заочные способы общения

Если для обычных детей в Хабаровском крае открыты учебные учреждения в каждом населённом пункте, то для особенных детей таких центров можно пересчитать по пальцам одной руки. Центром притяжения стал хабаровский региональный ресурсный центр для детей с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития (далее центр). Он расположен по адресу: ул. Суворова, 1-А, лит. Б.

Именно там сосредоточены передовые кадры края, которые учат детей, их родственников и специалистов жить полной жизнью, несмотря на диагноз ребёнка. За десять лет работы центра туда обратилось больше 750 семей. Все они стоят там на учёте, кто-то смог приехать в краевую столицу, другие разговаривали со специалистами только по телефону, третьи переписывались по электронной почте. Главный вопрос клиентов центра: как нам жить дальше, как учить и развивать детей?

С наступлением пандемии решение этих вопросов перешло на новый уровень. Это случилось в связи с запуском спецконкурса фонда президентских грантов. В нём поучаствовала автономная некоммерческая организация «Реальная помощь» и выиграла средства с проектом «Помощь через расстояние». Его суть – это создание удобной, качественной модели по дистанционной форме сопровождения детей, родителей и специалистов. Бюджет составил больше трёх млн рублей. дети с ТМНР

Об этом проекте нам рассказала его идейный вдохновитель и руководитель центра Наталья Евтеева. Основная цель – разработать и апробировать высокоэффективную модель дистанционного сопровождения, обеспечить доступ к услугам центра в пандемийный период, транслировать и тиражировать эту модель в соцучреждения края.

– Мы старались новой технологией укрепить сообщество людей, которые сопровождают детей с ментальными проблемами, снять эмоциональное напряжение, организовать связи и процессы обучения удалённо, на расстоянии. Таким образом, чтобы услуги центра стали доступней ещё большему количеству людей, – сказала Наталья Владимировна.

Если говорить о «дистанте», то он ассоциируется с программой онлайн-конференций Zoom. Поначалу ими не умели пользоваться даже специалисты центра. Поэтому первой платформой для общения педагогов и родителей стал мессенджер WhatsApp. Он есть практически у всех родителей. Туда присылали задания, дети их выполняли, а родители снимали процесс на камеру и присылали педагогу. Дальше – больше.

Постоянный обмен через экран

Второй ступенью в освоении «дистанта» стала та самая программа Zoom. Специалисты центра обучились функционалу и организовывали школу для родителей в формате онлайн.

Валерия Соломеник

– Туда подключались не только мамы и папы, но бабушки и дедушки, сёстры и братья особенных детей. Наша задача – включить как можно больше членов семьи в образовательный процесс, – Валерия Соломеник, педагог-психолог центра.

Вот, где родственники могли поделиться личной болью и успехами детей между собой и со специалистом, получить компетентную помощь. Работа шла в течение пяти недель, где встречи происходили четыре раза в неделю и длились от двух до трёх часов. За это время между родителями и специалистами сложились доверительные и партнёрские отношения.

– Очень понятно рассказывают, как в тех или иных ситуациях нужно себя повести, как нужно поставить процесс именно внутри дома, как поставить процесс обучения ребёнка, чтобы он понял, что нужно делать так-то, вести себя правильно. Поведение улучшается, с ребёнком больше контакта налаживается, – говорит Виталий Антонов, который посещает школу для родителей.

Естественно, что в силу занятости взрослых, не каждый человек смог присутствовать на всех занятиях. Специалисты и тут нашли выход из положения и создали с нуля платформу, где собрали полезную и практическую информацию. На видеохостинге Youtube есть аккаунт, где выложены 102 видео с поэтапными занятиями, лекциями, подкастами, вебинарами, учебными фильмами о жизни и в частности обучении особенных детей.

Мамы стоят рядом с рисунками своих детей

Родитель может пользоваться этим источником в любое удобное для него время и независимо от места жительства. Сейчас на канале 104 подписчика. После добавления нового ролика специалисты центра делают рассылку родителям, чтобы те ничего не пропустили.

Помимо центра на ул. Суворова, площадкой проекта стала школа-интернат №3 на ул. Партизанская, 93-Б. Там тоже создали подобную платформу, но на сайте khb-int3.ru. Педагоги опубликовали свыше 60 уроков. Взрослый заходит на сайт, выбирает подходящий по рекомендациям творческий ролик и по инструкции вместе с ребёнком организовывает процесс у себя дома.


Записаться на консультации к специалистам очно или онлайн можно по телефонам: 34-09-97, 8-924-103-18-15 или напишите на электронную почту: evteeva21@mail.ru. Актуальная информация о жизни центра на Facebook’е: «РРЦ РАС ТМНР» и в Инстаграме: @rrc_ras_tmnr_.

Сайт: rrckhv.ru. На Youtube канал называется «Региональный ресурсный центр РАС ТМНР».


Второе дыхание у детей

Как эти онлайн-занятия повлияли на детей? Об этом рассказывает педагог допобразования центра Елена Пантелеева. Она занимается с детьми арт-терапией, с появлением этого проекта, специалист записала онлайн-уроки по рисованию. И это вызвало творческий всплеск у 150 детей. Для них организовали первый краевой конкурс «Я художник и творец» на тему: «Мир, который я рисую». Работы прислали с одиннадцати территорий края.

Елена Пантелеева и её ученик Семён

– Это была наша многолетняя мечта о проведении художественного конкурса. Мы смогли подключить максимальное количество территорий к этому конкурсу. По возрасту детям-участникам было от 2,5 лет и старше. Возрастных ограничений не было. Мы продолжим эту традицию и будем дальше проводить такой конкурс ежегодно, – сказала Елена Александровна.

Дети проявили свои таланты, а чтобы они не останавливались в творчестве, центр разослал 150 адресных подарков. Они состояли из творческих наборов (альбомы, краски, гуашь, кисточки, карандаши, стаканчики-непроливашки, спецножницы для леворуких и многое другое). По запросу специалисты центра изготовили самодельные альбомы с карточками PECS (о том, что это за ламинированные картинки, мы писали в отдельном материале). Также в посылки вложили перчатки и маски для соблюдения правил защиты против «ковида». В доставке и рассылке презентов участвовало 25 волонтёров. Это активисты из числа специалистов, родителей и студентов.

Рисунки участников краевого конкурса

И эти усилия были не напрасны ещё потому, что дети-художники с новыми навыками участвовали в первых международных детских творческих инклюзивных играх. Многие из них получили подарки и грамоты. Когда-то этих детей называли необучаемыми, а теперь доказано обратное и более того - они талантливы!

Обложка пособия

Ещё одна целевая аудитория проекта, которая тоже не осталась без внимания, это коллеги. Школа для 100 специалистов прошла в онлайн-формате. Самым крупным вебинаром стал тот, что провели для псковского центра лечебной педагогики. Он длился четыре дня. В итоге этой работы все коллеги получат электронный или бумажный вариант учебно-методического пособия. Если говорить о крае, то опыт передали 14 образовательным учреждениям и семи организациям соцобслуживания из 15 территорий региона. дети с ТМНР

С появлением апробированной эффективной модели дистанционного сопровождения у специалистов есть отличное представление по организационным и содержательным аспектам сопровождения людей с ментальной инвалидностью в формате онлайн. Да и родители теперь знают, кому и зачем обратиться. дети с ТМНР

За 16 месяцев работы проекта прошло 360 коррекционных онлайн-занятия, создано пять рабочих мест по дистанционному сопровождению, записано 17 записей подкастов, снято десять учебных фильмов. Это позитивный пример того, как пандемийная изоляция сплотила людей, несмотря на расстояния. Ведь расстояние не так страшно, когда оно в километрах земли, а не в километрах души. дети с ТМНР

Фото от «РРЦ РАС и ТМНР» и скриншоты с youtube.com

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен