Дальневосточный художественный музей основой формирования коллекций, в том числе и народного искусства, считает прежде всего художественную ценность. Иной раз может быть даже отодвигая на второй план этнографические характеристики предметов. берестяные изделия

Рис.1. Оненко Ф. - Доска для женских рукоделий «Худа»

Оригинальные спирально-ленточные орнаменты на берестяных изделиях приамурских народов являются частью врождённого эстетического чувства и творческого выражения авторов. Мотивы орнаментов на бересте схожи с текстильными аналогами, в силу того, что изначально трафареты для перевода на ткань делалась из варёной бересты, а значит сама пластика и ритм узоров на халатах, коврах, и тому подобных предметах, продиктована материалом и искусностью мастеров. И учитывая сильную традиционную сторону использования тех или иных элементов узора, то идентичность орнамента на ткани и на бересте у коренных дальневосточников становится совершенно естественным явлением.

Рассмотрим три наиболее распространённые техники орнаментации берестяных изделий на примере экспонатов Дальневосточного художественного музея.

Рис.2. Неизвестный мастер - Коробка с черным орнаментом и красными полосками

Первая техника предполагала изготовление узора отдельно от основного изделия. Так украшали сосуды цилиндрической формы, сшитые из одного куска бересты с дополнительным дном. На дощечках для женских рукодельных работ (рис. 1), из тонких слоев расслоенной бересты вырезали детали орнамента и приклеивали рыбьим клеем к стенкам сосудов или пришивали к основе так, что нить была практически не заметна, это достигалось редким стежком и сплошным окрашиванием пришиваемого слоя (чаще в чёрный цвет) (рис. 2). Особо требовательные к себе мастера из длинного отрезка бересты вырезали непрерывный орнаментальный «пояс», которым обертывали весь сосуд. Вторая, более трудоемкая техника, в противовес первой, исключала отдельное изготовление сосуда и его декоративных элементов. Внешний слой бересты, составляющей стенку сосуда, окрашивали и на нем с помощью берестяного трафарета, прикладывавшегося сверху, намечали рисунок узора. Затем по намеченной линии бересту надрезали маленьким металлическим ножичком (рис. 3, 4), фон осторожно соскабливали с основы — оставляя крашенный фигурный (узорный) слой (рис. 5, 6).

Рис.3. Оненко Мила - Ножик для вырезывания орнамента

Третья техника была особенно популярна до второй половины XX века. Об этом можно судить по датировкам экспонатов из коллекции Дальневосточного художественного музея, в которых используется данный метод. Это техника тиснения. Для её воплощения бересту вываривали и подкрашивали в коричневый цвет отваром ольховой коры. После на заготовленном обрезке материала рисовали узор костяным ножичком (рис. 7) или остриём металлического ножа с незаточенной стороны клинка. Так же не исключалось применение трафарета. Окончательно узор выдавливали специальными костяными инструментами косыми параллельными короткими черточками, «елочкой» из черточек, точками или крестиками. Для нанесения на бересту мелких узоров в виде крестиков, кружочков нанайцы применяли штампы, вырезанные из кости или дерева. Тисненые узоры иногда окрашивали в голубой, желтый или розовой цвета (рис. 10). Интересно, что по утверждениям некоторых исследователей существовали мастера, делающие орнаментацию собственными зубами, либо ногтем большого пальца. (главное фото, рис. 9)

Рис.4. Неизвестный мастер - Нож для нанесения орнамента

Описывая техники орнаментирования бересты следует помнить, что узор выделялся как рельефно, так и с помощью цветовых решений. Самую часто применяемую в этом виде декоративно-прикладного искусства, черную краску получали из смеси копоти от сожженной сухой травы с растолченной кетовой или щучьей икрой. Синий цвет получали из цветка «чачак», росшего около домов, ульчи же с Татарского пролива привозили синий камень «ёнггиса». Красную краску также получали из камня, привозимого с Татарского пролива. Коричневую краску различной интенсивности давал отвар ольховой или лиственничной коры. Удэгейцы делали желтую краску из плесневых грибков гнилого дуба.

Рис.5. Неизвестный мастер - Коробка из бересты

Очень широко все народы Нижнего Амура использовали рыбий клей: когда делали деревянные и берестяные изделия, при орнаментировании, при шитье одежды и т. п. Его изготовляли либо из кожи кеты, зубатки или ленка, нагревая ее над костром, либо из плавательного пузыря рыб осетровых пород.

Нанайские, ульчские, удэгейские берестяные сосуды, коих в ДВХМ насчитывается порядка 200 предметов, отличаются не только техникой изготовления, но и манерой орнаментального узора. К примеру, удэгейские туеса в орнаменте имеют более узкую линию и часто полихромны. Нанайский берестяной орнамент, чаще монохромен, узор на коре создаётся не лентой-линией как в удэгейском, а сплошными фигурными элементами. Такую же особенность – фигурно-элементную – имеют ульчские узоры на бересте, однако они отличаются большей дискретностью и разделены на отдельные блоки.

Возможно список методов орнаментации берестяных изделий, описываемый в этой статье, не полон. Фантазия народа безгранично проявляется в творчестве и какие-то нюансы могли ускользнуть от взгляда автора. Однако вы можете более подробно познакомиться с искусством бересты на выставках Дальневосточного художественного музея, посвященных искусству народов Приамурья. берестяные изделия


  • «Предметы декоративно-прикладного искусства айнов в коллекции Дальневосточного художественного музея», читайте материал по ссылке.

Ковальчук Антон Михайлович Специалист ДВХМ Главное фото: Неизвестный мастер Коробка с тисненным орнаментом

Рис.6. Неизвестный мастер - Коробка с раскрашенным орнаментом
Рис.7. Неизвестный мастер - Ножик костяной «Явонко»
Рис.9. Неизвестный мастер - Коробка с тиснением из бересты
Рис.10. Неизвестный мастер - Крышка

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен