Этот вид спорта порой еще именуют «детсадовской «Формулой-1»: еще бы многие из тех, кто в итоге добрался до стартов главной кольцевой автогонки мира, начинал свой путь в спорте с картинга, гоняя на простейших автомашинах без кузова и с открытыми колесами. Впрочем, в Хабаровске на сей раз в июльскую жару, круги на трассе нарезали не только юные гонщики, но и пенсионеры!

На парковке «Ерофея» юные и опытные гонщики показали своё мастерство и профессионализм в скоростном управлении картом и быстром прохождении трассы.

— Главная цель этих соревнований — популяризация технических видов спорта среди молодежи. В этом этапе участвует 59 спортсменов разных возрастов из Хабаровского края, Амурской области и ЕАО. Самым маленьким гонщикам пять лет, самому взрослому — 62 года, — объясняет мне Леонид Утенков, главный судья турнира. — Победители и призеры получат медали, кубки, почетные грамоты и дипломы за личное и командное первенство. Также по результатам соревнований и общегодовому отчету спортсмены могут получить разряд.

Детей в этот спорт родители отдают для всестороннего развития. Тренер хабаровской команды «Техноспектр» Дмитрий Тен считает, что картинг развивает техническое творчество, силу, выносливость, смекалку, смелость, формирует морально-волевые качества и улучшает физические данные. Короче, гонщик — настоящий идеал, понимаю я.

Иду знакомиться с «идеальными людьми». Вот юный пилот из Благовещенска Владислав Рябов. Владик когда-то увидел соревнования на картодроме и тоже захотел так гонять. Родители купили сыну карт и, конечно, необходимую экипировку: комбинезон, защиту шеи, специальные ботинки, защиту ребер, перчатки, шлем и подшлемник. И уже пять лет мальчик активно тренируется, говорят, показывает хорошие результаты.

Более опытный пилот и пенсионер из Комсомольска-на-Амуре Юрий Моисеенко занимается картингом более 30 лет. На его полочке с кубками и медалями в гараже уже нет места для новых трофеев, признается ветеран. И говорит, что сейчас «катаюсь больше для удовольствия, свои награды я уже давно получил».

Старт уже скоро, а пока специальная техническая комиссия внимательно осматривает и проверяет гоночные машины. Затем идет брифинг: здесь судья знакомит участников с регламентом соревнований, повторяет правила, сообщает порядок каждого заезда. Особое внимание гонщиков обращают на значение флагов. Зеленый, скажем, показывает готовность к старту, красный — понятно, значит «стоп». Черно-белый предупреждает о неспортивном поведении, зеленый с желтым шевроном говорит о «фальстарте», синий флаг — требует пропустить соперника, а черный, увы, означает, что вас снимают с дистанции...

Как говорят участники, этот вид автоспорта привлек их своим драйвом, ощущением скорости, а еще... многофункциональностью. Ведь здесь ты не просто получаешь навыки автовождения, но и учишься разным инженерным тонкостям. Здесь гонщик не только водитель, но и автомеханик, и инженер в одном лице. Ведь свои машины для гонок — карты, участники готовят к стартам сами.

— Перед стартом я проверяю давление в шинах и ходовку. Затем настраиваю мотор, прочищаю фильтр, продуваю карбюратор и подкручиваю гайки. Все это важно, чтобы во время прохождения трассы не было проблем с машиной, — рассказывает пилот Иван Грищенко.

У юных гонщиков в качестве механиков также охотно выступают родители, которые, вижу, вполне умело ставят колеса, меняют масло и делают другие важные вещи перед заездом. Настоящая пит-стоп-команда!

— Управление картом немного отличается от обычного автомобиля. Он более остро реагирует на руль. На нем надо тонко пилотировать и чувствовать технику. Двигаться нужно по заранее выстроенной траектории, а также уметь правильно заезжать в поворот и управлять скоростью, — объясняет уже другой пилот Андрей Петренко.

В зависимости от возраста, мощности мотора и вида техники участники соревновались в девяти классах: «Микро Парилла», «Микро», «Мини», «Супер мини», «Пионер», «RotaxMaxЮниор», «Национальный», «RotaxMax», «Национальный Юниор».

Главным критерием в картинге или кольцевых гонках является, понятно, скорость: кто быстрее пройдет дистанцию, тот и победил. Количество кругов на трассе разное: самые маленькие пилоты проезжают шесть кругов, более старшие классы — 12, 15 или 18 за один заезд. В среднем заезд длится 12 минут.

Сначала проходят тренировочные заезды. Затем судьи формируют стартовую решетку — схему расположения участников на старте гонки, на которой размещаются гонщики. Она и определяет порядок, в котором гонщики стартуют. Волнение нарастает. Во время кольцевых гонок участников активно поддерживают родители. И вот очередные 12 минут позади: кто-то радуется, кто-то раздосадован, сетует на технику, на соперников и ли на себя самого.

Итак, все заезды позади. Долгожданная церемония награждения. Так, сообщается, что победителем командного зачета стала команда «СЮТ Юниор Некрасовка». Золото в классе «Rotax Max Junior» у Макара Барашкова, а у Леонида Барашкова — в классе «Parila Mikro» и Виктора Морозова — в классе «Rotax Max».

Команда из Хабаровска «Техноспектр» в командном зачете стала второй. Победителями в своих классах стали: Илья Евтифеев в классе «Пионер», Андрей Петренко в классе «Национальный 4Т» и Тамерлан Лазьков в классе «4т юниор».

«Золото» в копилке и у пилотов из Амурской области: у знакомого нам Владислава Рябова в классе «Супер Мини» и у Макара Осипова в классе «Мини»...

Что ж, четвертый этап чемпионата и первенства края по картингу завершен. Награды, кубки и дипломы розданы, слезы высохли, страсти утихли. Но впереди новые старты: пятый этап (0+) пройдет в конце августа. Мы еще погоняем?

В ТЕМУ:
Навстречу солнцу и волнам: гребцы и яхтсмены радуют победами

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен