Хабаровск стоит на пороге серьезных изменений в регулировании использования средств индивидуальной мобильности. Ожидается, что с 1 марта 2026 года в городе вступят в силу новые правила, которые существенно ограничат свободу передвижения на электросамокатах. Инициатор новых ограничений — городская администрация.

На днях в Комсомольске-на-Амуре подросток на электросамокате сбил женщину, переходившую дорогу. Ей потребовалась помощь врачей.

«После удара женщина получила серьезную травму плеча. Ей оказана медицинская помощь. Материал по факту нарушения правил дорожного движения подростком направлен в подразделение по делам несовершеннолетних», — рассказали в Госавтоинспекции УМВД России по Комсомольску.

Пришествием заинтересовались даже в Следственном комитете России. Председатель ведомства Александр Бастрыкин поручил доложить о результатах проверки.

А в Хабаровске в начале августа с самокатчиком столкнулся автобус. Водитель маршрута № 40 в районе улице Космической наехал на СИМ с двумя подростками за рулем, которые двигались по проезжей части. Дети получили травмы и были доставлены в больницу для обследования.

И подобные происшествия с двухколесными, отмечают автоинспекторы, регистрируются почти каждый день.

Действительно, электросамокаты в последние годы стремительно заполонили город. Они проносятся по набережным, маневрируют между пешеходами в центре города, а после поездки нередко остаются брошенными где попало: у входов в магазины, на газонах или даже посреди тротуаров. Такая ситуация создает немало проблем для городской инфраструктуры и безопасности граждан.

Статистика ДТП с участием самокатчиков вызывает особую тревогу и у городских властей. Накануне в администрации Хабаровска подготовили проект постановления, призванный навести порядок в хаотичном мире электросамокатов.

Согласно новому проекту постановления, центральные улицы Хабаровска станут зоной, закрытой для средств индивидуальной мобильности. Под полный запрет попадут участки улиц Серышева (до площади Серышева), Муравьёва-Амурского (до площади Ленина) и Ленина (до площади Блюхера). Также планируется запретить катание в парках и скверах, где отсутствуют велодорожки, и на узких набережных.

Для менее оживленных зон: парков, скверов, дворовых территорий и участков возле школ вводятся специальные «медленные зоны». Здесь скорость передвижения на самокатах не должна превышать скорость пешехода.

По сути, это означает, что в таких местах самокатчикам придется либо идти пешком, везя транспорт рядом, либо двигаться крайне медленно.

Особое внимание в новых правилах уделяется вопросу парковки. Сейчас самокаты часто оставляют в самых неподходящих местах: на газонах, у входа в магазины, на детских площадках и даже на пешеходных переходах.

С 2026 года парковать средства индивидуальной мобильности можно будет только в специально отведенных местах. Под запрет попадет парковка:

  •  на газонах и клумбах;
  •  в арках и подъездах;
  •  на детских площадках;
  •  ближе 5 метров от витрин магазинов;
  •  на остановках и в радиусе 10 метров от них.

Власти города уже начали активную работу с компаниями, предоставляющими услуги кикшеринга. В июле Законодательная дума приняла закон, ограничивающий количество парковок для СИМ.

Власти не ограничились новыми правилами. Они пошли в наступление на самокатные компании. В суд уже подали на две кикшеринговые компании, требуя убрать незаконные парковки. Теперь, чтобы разместить парковки, им придётся получить официальное разрешение. Также в судебном порядке выдвинуты требования ограничить количество самокатов в городе.

Мнения горожан по поводу новых ограничений разделились. Некоторые жители, особенно родители с маленькими детьми, поддерживают эти меры.

— Наконец-то можно будет спокойно гулять в парках, не опасаясь, что на тебя кто-то наедет, — делится одна из местных жительниц. Однако есть и те, кто сомневается в эффективности таких запретов.

—Запретят в центре, поедут во дворах, где тоже много пешеходов, — отмечает один из скептически настроенных горожан.

В мэрии считают, что новые правила помогут разрешить давний конфликт между самокатчиками и пешеходами, который особенно обостряется в летний сезон.

Пока новые правила находятся на стадии общественного обсуждения. После завершения этой процедуры документ либо будет принят, либо отправится на доработку с учетом поступивших замечаний. В случае принятия новых правил нарушителей ждут серьезные штрафы, а компании-операторы рискуют лишиться части своего парка самокатов.

Стоит отметить, что даже действующие правила достаточно строги:

  • Электросамокаты с мощностью до 250 Вт и максимальной скоростью 25 км/ч приравнены к пешеходам и должны двигаться по тротуарам или велодорожкам;
  • Выезд на проезжую часть запрещен, за исключением случаев, когда тротуар полностью перекрыт; 
  • За езду в состоянии алкогольного опьянения предусмотрен штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей. А за наезд на пешехода можно получить как административное, так и уголовное наказание.

Власти города надеются, что новые правила изменять ситуацию с электросамокатами в Хабаровске и помогут найти разумный баланс между удобством самокатчиков и безопасностью пешеходов, а не приведут к переносу проблемы в другие районы города.

В ТЕМУ:
Хабаровский парк «Динамо» в ожидании перемен: летний сезон завершается ремонтом

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен