А что так дорого? Почему в Хабаровске постоянно растёт стоимость проезда
С первого февраля в Хабаровске снова повысили стоимость на общественном транспорте. Теперь сразу на 11 городских маршрутах пассажиры платят 57 рублей. Это уже в третий раз за два месяца. И, увы, не последний раз в этом году, предупредили хабаровские перевозчики. Почему так происходит, и можно ли повлиять на эту ситуацию обсуждали в Хабаровска.
— Мы пришли заниматься бизнесом, — с таких слов начал разговор с представителями администрации и собравшимися на заседание общественниками и депутатами известный в Хабаровске предприниматель-перевозчик Данил Артамонов.
Круглый стол «Повышение стоимости проезда — прихоть или необходимость?» состоялся на площадке Общественной палаты Хабаровска. На совещании, куда были приглашены представители администрации, депутаты Хабаровской городской думы, общественники. Пытались выяснить, почему в краевом центре регулярно увеличивается стоимость проезда в общественном транспорте. За городских перевозчиков ответ держали предприниматели Данил Артамонов, Елена Шадуя и руководитель компании «Пять звезд» Иван Новиков.
— В нынешних реалиях нельзя сказать, что общественный транспорт позволяет зарабатывать большие деньги. В ближайшие недели мы снова уведомим администрацию Хабаровска о неизбежном и вынужденном увеличении цены. Потому что есть еще финансовые обязательства, кредитные лизинговые ставки не стоят на месте, они индексируются. Мы трудимся в сжатом режиме, чтобы еще платить достойно людям, и не только водителям, но и механикам, диспетчерам, охранникам и так далее, — продолжает Даниил Артамонов. — Нам вообще памятник надо ставить при жизни, что мы за свои собственные средства приобретаем транспорт с учетом поднятия НДС и подчас очень негативного отношения к нам пассажиров.
При этом, по данным мэрии, почти половина всех городских маршрутов – 47 процентов – возит пассажиров за 50 рублей, а 22 % маршрутов имеют стоимость проезда выше 55 рублей.
Предприниматели отметили, что никаких субсидий они не получают, и приводили в пример своих коллег из других регионов страны, где сфера общественных перевозок поддерживается финансово из бюджетов разных уровней.
— Коммерческие перевозчики работают без какой-либо господдержки, даже на социальных маршрутах. У нас есть автобус № 17, который вообще не приносит прибыли, в лучшем случае работает «в ноль», держится только за счет перераспределения выручки с других маршрутов, — посетовал Даниил Артамонов. — И таких направлений только по нашему предприятию около пяти.
Хабаровские перевозчики расходы вынуждены нести самостоятельно. А затрат немало. Ведь чтобы получить свои маршруты в ходе муниципального конкурса, многие закупили новые автобусы и теперь несут бремя кредитных и лизинговых платежей.
Именно поэтому регулярный рост тарифов на проезд, коммерсанты называют неизбежностью, ссылаясь на многочисленные проблемы в отрасли. Одна из основных и самых наболевших — регулярное удорожание запчастей и ГСМ и дорогие кредиты на приобретение общественного транспорта.
— Рост цен на запчасти в 2022 году составил 2,5 раза, в 2023-м — около 20 процентов, а в 2024-м — порядка 18-20 процентов, — рассказала председатель комиссии Общественной палаты Хабаровска по городскому хозяйству и транспорту и предпринимательница Елена Шадуя. — В два раза выросла стоимость автобусов. Самый популярный Хабаровске низкопольный ПАЗ Вектор NEXT, около 4 миллионов, а сейчас почти 9 миллиона рублей. Стоимость автобуса большого класса в прошлом году составляла — 15 миллионов, а сейчас уже около 19 миллионов рублей. И главное, растет в цене и дизель. В апреле 2022 года он стоил чуть больше 57 рублей, то теперь за литр приходится отдавать уже 73 с лишним.
А как же газовые автобусы, спросит внимательный читатель? Ведь они сегодня составляют, судя по отчетам городской администрации, почти половину от всего автопарка. Но словам перевозчиков, тут тоже сэкономить не получается
— Да, на заправке мы немного экономим. Но обслуживание газовых автобусов обходится в разы дороже, чем дизельных, — рассказал Даниил Артамонов. — Поэтому себестоимость перевозок на них выходит одинаковой.
Еще одна проблема — кадровая. На городских маршрутах просто не кому работать. Так, по словам Даниила Артамонова, только на их предприятии не хватает девять водителей.
— Когда водителю категории «Е» на межгороде предлагают зарплату в 500 тысяч рублей, мы не можем с ними конкурировать в таких условиях, — сказал Новиков. — Уходят дальнобойщиками, вахтовиками. Предложить им достойную зарплату, а тем более ее повышать, без того, чтобы не повысить цены, мы не можем, — добавил его коллега из компании «Пять звезд» Иван Новиков.
И кадровая проблема, уверены перевозчики, будет только обострятся. Дело в том, что с 1 февраля начало действовать постановление губернатора Дмитрия Демешина о запрете на работу мигрантов в сфере перевозок.
— С момента, как губернатор озвучил, что с 1 февраля они не смогут работать в общественном транспорте, к нам не обратился по вопросу трудоустройства ни один человек. Пока не представляем, сможем ли выпустить все маршруты после 1 февраля, — сказал Новиков.
Кстати, на ряду с водителями, транспортники ощущают и нехватку пассажиров. Как отметил Новиков, последние десять лет в краевом центре отмечается стабильное снижение пассажиропотока.
— Когда принимаю решение о поднятии цены, то понимаю, что по Краснореченской ходит трамвай по 37 рублей, и пассажиры идут туда. Но выполнять свои обязательства по обновлению автобусов я должен, — объяснил Иван Новиков. — Могу сказать так: до прошлого года тариф был ниже инфляции и сдерживался за счет оптимизации расходов. Но эта ситуация не может продолжаться вечно.
По словам его коллеги Даниила Артамонова, уже сегодня себестоимость проезда составляет в Хабаровске более 70 рублей. Но пока до таких высот свои тарифы поднимать цены не будут. Максимум, который может ждать горожан в этом году — 60 рублей.
Выслушав все доводы и аргументы перевозчиков, представители администрации подтвердили, что повлиять на перевозчиков они не в силах. Повышать стоимость проезда им дает право федеральный закон.
— Конечно, мы понимаем обеспокоенность граждан. Повышение цен на проезд в общественном транспорте значительно бьет по карману. Нужно найти выход из этой ситуации. Мы также понимаем издержки перевозчиков, которые регулярно обновляют общественный транспорт. В связи с ценами на приобретение новых автобусов, которые постоянно растут. Это очень большие затраты. Нужно провести работу с теми предпринимателями, кто не покупает новые автобусы, но тем не менее повышает тариф. Иначе непонятно, почему они увеличивают цену на билеты. Разумное предложение на данный момент, убрать дублирующие убыточные маршруты и продлить некоторые имеющиеся. Это позволит нести перевозчикам меньшие затраты и в дальнейшем сдерживать цены на билеты, — прокомментировал заместитель мэра города по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Андрей Горшенин.
Кроме того, спикер добавил, что в городе продолжат развивать общественный электротранспорт. Он весь муниципальный и цена на нем значительно ниже, чем у частных перевозчиков. Однако может ли он конкурировать с частными перевозками? Ведь сегодня в Хабаровске муниципальным остается только электротранспорт. Жаль только, таких маршрутов в Хабаровске можно по пальцам пересчитать. Три трамвайных и четыре троллейбусных.
Кстати, подняли цены на свои услуги и муниципалы. В декабре 2024 года. Однако следующее увеличение стоимости они могут рассчитывать только через год, так гласит федеральный закон. В отличии от коммерческих перевозчиков.
Вариантов решение вопросов обозначили несколько, например, в виде дополнительная помощь муниципалитета и государства. Или снова пересмотреть маршрутную сеть и убрать дублирующие маршруты. А варианта об остановке роста тарифов не рассматривалось.
Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники, Телеграм или Яндекс.Дзен