В зале, на стульях с белой обивкой, сидят люди искусства, перешёптываются. В холле оркестр приглушённо играет «Танец феи Драже» Чайковского. Чтобы оказаться здесь, в Доме официальных приёмов, нужно создать либо значимое произведение искусства, либо внести существенный вклад в культуру. Именно за это и отмечали художников, писателей и музыкантов в преддверии Нового года.

Но было в награждении лауреатов премии Губернатора Хабаровского края (16+) нечто необычное. Номинаций семь, а отличившихся — пятнадцать человек. Можно сказать, что особой конкуренции среди деятелей искусства не предполагалось. А если номинацию и делило несколько человек, то только из-за совместного участия в проекте. Таким образом, «За научно-исследовательские работы в области культуры и искусства, музейную и просветительскую деятельность» наградили шесть человек, хотя формально победило два проекта: «Музейные дни на Амуре» и «Стройка века».

Может сложиться впечатление, что у нас мало людей творческих. Что, конечно, в корне неверно. К примеру, режиссёр Анна Самойлова, вместе со своим мужем Альбертом, выступившим оператором, создали фильм «Амурский Ван Гог» (12+). И такое название выбрано не случайно. В произведениях Ильи Лиханова, главного героя кинокартины, действительно прослеживаются параллели: в его полотнах чудятся «Подсолнухи» и «Ирисы» нидерландского живописца, но написаны они «по-весеннему», без буйства красок. Альберт Самойлов объясняет подобную стилевую особенность так:

Да, он эвен по национальности, но по колориту русский художник. Замечательно сказал один из наших журналистов: «Я не знаю, как работал бы Илья Лиханов, живя в Амстердаме, но, если бы Ван Гог родился и жил в Сикачи-Аляне, он бы писал, как Илья Лиханов».

Именно поэтому снять подобный фильм было непросто. Как выразился Альберт Самойлов: «художник созерцает жизнь не снаружи, а внутри себя». А передать переживания, само «погружение» — задача невероятная, особенно если учесть замкнутость Ильи Лиханова. Поэтому зритель увидит только вершину айсберга, но понять самого художника едва ли сумеет, только если сам не переживает похожих состояний. Правда, это не означает, что не следует снимать такое кино. Ведь, по мнению оператора, это не столько попытка выражения невыразимого, сколько «летописный материал».

— Вот как художник рисует? Вот кажется, что он ходит, думает... Но нет! Художник всё внутри переживёт, а кисть сам Бог ведёт. Нужно фильм посмотреть, чтобы понять, о чём я говорю. Вот он по полотну рыщет и не знает, где акцент поставить. Так и говорит: «Я ставлю акцент». Документальное кино трудно объяснить — это эмоции.

Вероятно, именно эта загадочность и непостижимость и заинтересовала зрителей. «Амурский Ван Гог» участвовал в 15 фестивалях на протяжении года. Первым же местом, в котором показали фильм, оказался международный фестиваль «Восемь женщин» (18+), проведённый в Московском Доме кино. Работы принимаются с одним условием — режиссёром кинокартины должна выступить женщина. И Анна Самойлова, скромно стоявшая в отдалении и не отвечавшая на вопросы журналистов, вряд ли попала на фестиваль случайно. Режиссёром она стала с 2003 года, восемь лет работает сценаристом, а также состоит в Союзе кинематографистов РФ и Ассоциации документального кино СК России. И хотя наград фильм собрал мало, по словам Альберта Самойлова, зрителям он очень понравился. Секрет симпатий, по мнению оператора, прост: «На первом месте в фильме человек, судьба».

Выделился и композитор Пётр Ленских с поэмой-кантатой для сопрано, хора и симфонического оркестра «У вечного огня» (18+). Основным стимулом, по выражению автора, стала личная трагедия — смерть деда в 1941 году в битве под Москвой. Замысел родился ещё в середине 80-х годов, но процесс создания проходил медленно, произведение откладывалось. Ситуация осложнялась и тем, что работа проходила совместно с двумя хабаровскими поэтами: Ладой Магистровой и Виктором Суходольским. Почти год они готовили текст, показывали различные варианты, подводили под задуманное и, как часто бывает, не сходились во мнениях. «Трения были, мы ругались. Иногда они побеждали, иногда я» — признался Пётр Ленских. Впоследствии композиция менялась и далее. К последнему варианту, наиболее приближенному к финальному, он пришёл в 2023 году:

— Вообще, произведение создаётся непредсказуемым образом. Иногда идёт лавиной, а иногда раз — и ничего не можешь сделать. А иногда крутишь, крутишь, крутишь... тысячу вариантов, пока не попадётся твой, родной. И вот теперь, когда я переслушиваю начальный вариант и нынешний, то понимаю — не зря потратил столько сил и времени! — с улыбкой заметил композитор.

Для того, чтобы сыграть кантату, нужно как минимум 40 инструментов — не считая хора, в котором должно быть человек 30. В прошлом году произведение исполнял Хабаровский краевой колледж искусств: трудно не заметить, скольких усилий стоило исполнить такое произведение. Пётр Ленских же говорить за всех не решился. «Не могу сказать за дирижёра, исполнителей, насколько тяжело было играть — им виднее, они знают свои силы. Но как композитор признаюсь, предприятие было рискованное».

Казалось бы, какие могут быть сомнения? Ведь Пётр Ленских занимается музыкой с детства. В 1973 году отучился в Хабаровском училище искусств, в 1978 — Государственный институт искусств. После он начнёт руководить хором, встанет вопрос о собственном репертуаре. С этого момента наступит период побед: он станет лауреатом Губернаторской премии, дипломантом I степени за участие во Всероссийском конкурсе, а оркестр под его руководством примет участие в Международном фестивале военных духовых оркестров. А в 2013 году Петра Ленского примут в Союз композиторов России. И всё же, у композитора был перерыв в творчестве, который он описывает как «период, когда пришлось обо всём забыть».

— В жизни бывает так, что человек никогда музыкой не занимался, а потом внезапно тумблер повернулся — и человека озарило. А у меня с детства увлечение, просто тумблер почему-то выключился, а потом повернулся обратно.

И всё же, какие бы трудности не преодолевали награждённые, они оказались здесь, в Доме официальных приёмов. Пожелаем им дальнейших творческих успехов! 


Лауреаты:

• В области литературы: Ушаков Василий Николаевич за «Мостик для муравья»;

• В области архитектуры и дизайна, сохранения объектов культурного наследия: Белошниченко Владимир Николаевич и Судаков Анатолий Владимирович за построенный объект «профилакторий с физкультурно-оздоровительным комплексом по ул. Карла Маркса, 109;

• В области изобразительного искусства: Лиханов Илья Дмитриевич за серию произведений живописи «Амур»;

• В области документального кино: Самойлова Анна Викторовна и Самойлов Альберт Михайлович за неигровой национальный видеофильм «Амурский Ван Гог»;

• В области музыкального искусства: Ленских Петр Николаевич за кантату-поэму «У вечного огня»;

• За научно-исследовательские работы в области культуры и искусства, музейную и просветительскую деятельность: Крюков Иван Владимирович, Белкин Юрий Вячеславович, Маркова Нина Анатольевна, Позина Наталья Сергеевна за проект «Музейные дни на Амуре»;

• За научно-исследовательские работы в области культуры и искусства, музейную и просветительскую деятельность: Ляхов Денис Алексеевич и Прослович Лариса Валерьевна за выставочный проект и издание «Стройка века»;

• В области народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в крае: Росугбу Иван Павлович за серию изделий в технике резьбы «Древа жизни нанайцев и ульчей»;

• В области народного художественного творчества: Акишкин Николай Сергеевич за серию произведений «Сэвэны».

В ТЕМУ:
Научная библиотека отметила 130-летие

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен